Коммуникация в медиации
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Коммуникация в медиации

Коммуникация в медиации

Коммуникация как обмен информацией                                              

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ве­дущий ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопо­нимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, цель которых смысловое восприятие, называют коммуникативными. Глав­ной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информаци­онные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором; человек, воспринимающий ее, - реци­пиентом. Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуни­катор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Коммуникативная компетентность - это способность уста­навливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопо­нимания партнерами, лучшее понимание ситуации и предмета обще­ния (определенность в понимании ситуации способствует разреше­нию проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расхо­дованием ресурсов).

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной ком­муникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимо­действия.

 
Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процес­сом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следую­щим основным каналам: речевой (вербальный - от лат. «устный, сло­весный») и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Вербальная коммуникация

 

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  • значение и смысл слов, фраз: важную роль играют точность употребления слова, его выразительность и доступность, правиль­ность построения фразы и ее доходчивость, правильность произно­шения звуков, слов, смысл интонации;
  • речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональ­ность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательна в общении плавная, спокойная, размеренная манера речи;
  • выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении, - смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки - пау­зы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуника­ции человека слова составляют 7 %, звуки, интонации - 38 %, нерече­вое взаимодействие - 53 %.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой си­стемы речь (систему фонетических знаков на основе лексических и синтаксических приемов). Речь считается универсальным средством коммуникации. Отечественный психолог И. А. Зимняя ввела для обо­значения психологических компонентов речи термины «говорение» и «слушание». Смена коммуникативных ролей представлена в диалоге.

Меры, направленные на улучшение эффекта общения, называются убеждающей коммуникацией.

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация включает в себя следующие знако­вые системы: оптико-кинетическую; паралингвистическую; экстра- лингвистическую; проксемику; визуальный контакт (по В.А. Лабунской).

Совокупность невербальных средств выполняет следующие функции: дополнение речи; замещение речи; представление эмоцио­нального состояния партнеров.

Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Известно, что общая моторика отображает эмоцио­нальные реакции человека. В последние годы разрабатывается такая область науки, как кинесика, изучающая, например, частоту и силу артикуляции.

Паралингвистика изучает систему вокализации, т.е. диапазон, тональность и другие качества голоса. Экстралингвистика - вкрап­ления в речь: паузы, кашель, смех, плач, темп речи.

Проксемика - специальная область науки, которая занимается нормами времени и пространства в общении. Специфические наборы констант пространства и времени, констант коммуникативных ситуа­ций называют хронотопами.

Контакт глаз. Важны частота обмена взглядами, длительность взглядов, статика и динамика взгляда, их смена, избегание взгляда.

Все эти пять систем рассматриваются как коды коммуника­ции.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  • интимная зона (15 - 45 см) - в неё допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в про­цессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
  • личная, или персональная, зона (45 - 120 см) - для обыденной беседы с друзьями и коллегами; предполагает только визуальный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
  • социальная зона (120 - 400 см) - обычно соблюдается во вре­мя официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;
  • публичная зона (свыше 400 см) - подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге.

Мимика (движения мышц лица, отражающие внутреннее эмо­циональное состояние) способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать боль­ше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фик­сируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьез­ной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускает­ся ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует со­зданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица, на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собе­седнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп.

  • Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели («ука­зующий перст»); пиктографы, т.е. образные картины («вот такого раз­мера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
  • Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение гово­рящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгля­да, целенаправленные движения руками.
  • Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над голо­вой - «до свидания».
  • Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, свя­занные с движениями рук: почесывания, подергивания отдельных ча­стей тела; касания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебира- ние отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).
  • Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и прочее.

Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для медиатора важно приобрести умение понимать ложные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (де­монстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют силь­ные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указа­тельного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и другие (чело­век оценивает информацию);
  • жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;
  • жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания - сложенные на груди руки; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерыви­стое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности - прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собесед­ника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

 

 

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen