Коммуникация как обмен информацией
Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. «Коммуникация» в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, цель которых смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором; человек, воспринимающий ее, - реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.
Коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнерами, лучшее понимание ситуации и предмета общения (определенность в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - от лат. «устный, словесный») и неречевой (невербальный). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Вербальная коммуникация
Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки, интонации - 38 %, неречевое взаимодействие - 53 %.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы речь (систему фонетических знаков на основе лексических и синтаксических приемов). Речь считается универсальным средством коммуникации. Отечественный психолог И. А. Зимняя ввела для обозначения психологических компонентов речи термины «говорение» и «слушание». Смена коммуникативных ролей представлена в диалоге.
Меры, направленные на улучшение эффекта общения, называются убеждающей коммуникацией.
Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация включает в себя следующие знаковые системы: оптико-кинетическую; паралингвистическую; экстра- лингвистическую; проксемику; визуальный контакт (по В.А. Лабунской).
Совокупность невербальных средств выполняет следующие функции: дополнение речи; замещение речи; представление эмоционального состояния партнеров.
Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Известно, что общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. В последние годы разрабатывается такая область науки, как кинесика, изучающая, например, частоту и силу артикуляции.
Паралингвистика изучает систему вокализации, т.е. диапазон, тональность и другие качества голоса. Экстралингвистика - вкрапления в речь: паузы, кашель, смех, плач, темп речи.
Проксемика - специальная область науки, которая занимается нормами времени и пространства в общении. Специфические наборы констант пространства и времени, констант коммуникативных ситуаций называют хронотопами.
Контакт глаз. Важны частота обмена взглядами, длительность взглядов, статика и динамика взгляда, их смена, избегание взгляда.
Все эти пять систем рассматриваются как коды коммуникации.
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
Мимика (движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние) способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица, на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп.
Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и прочее.
Практика показывает: когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для медиатора важно приобрести умение понимать ложные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.
При общении часто возникают следующие виды жестов:
Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.