Умение грамотно налаживать коммуникацию, разрешать конфликтные ситуации прагматично, с пользой для двух сторон, рефлексировать по поводу их последствий - все это также необходимо любому специалисту.
Юность и молодость - продуктивные и смыслонасыщенные периоды в жизни человека. Молодость наделяет человека всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, за которую боролась юность, не всегда способная реализовать себя в ней.
Молодость для многисвязан с возрастным неравенством внутри молодежной субкультуры и обусловленными им нарушениями в распределении материальных и духовных благ, власти и престижах людей - это и студенческая пора, и самоопределение, и начало профессиональной деятельности, и выбор спутника жизни, и начало семейной жизни, и поиск себя и т.д.
В молодости может сохраняться гетерохронность развития, согласно которой различные стороны личности развиваются независимо. По мнению Л. С. Выготского, в отрочестве происходит несовпадение во времени трех сторон развития личности: интеллектуального, социального и полового. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев указывает на несовпадение во времени наступления зрелости.
человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская зрелость), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность).
В период молодости происходит известное выравнивание темпов развития отдельных сторон личности. И тем не менее развитие будет преобладать в каком-то определенном направлении, что зависит от многих факторов: стиля и образа жизни, мировоззрения, жизненной позиции.
Начало молодости вызывает положительное и ценное чувство, человек начинает строить будущее, ориентируясь на жизненную перспективу в целом. Молодой человек стремится к самовыражению в социальной, профессиональной, эмоциональной, личностной сферах.
В молодости происходит осознание своих качеств, способностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего человека.
Понятно, что этот период характеризуется конфликтностью, сложностью взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, с социумом в целом.
Рассмотрим проблему использования ресурса медиации в работе с молодежью.
Механизмы карательной работы с конфликтующими сторонами (разрешение конфликтов в судебном порядке) отнюдь не всегда эффективны. Особенно такая форма неблагоприятна в урегулировании отношений в молодежной среде. Применение репрессивных мер по отношению к молодым людям делает невозможным обеспечение специальной защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушает права молодых на социальную и юридическую помощь. Медиация - более гуманная и потому более эффективная технология восстановления отношений молодежи с социумом, окружающей средой.
Молодежь в силу специфики своего социального положения находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе. Она осуществляет поиск собственной социальной ниши, находится в процессе достижения собственного статуса. Типология конфликтов в молодежной среде определяется спецификой сущностных характеристик молодежи как социально-демографической группы и ее ролью в общественном воспроизводстве.
1 тип
связан с возрастным неравенством внутри молодежной субкультуры и обусловленными им нарушениями в распределении материальных и духовных благ, власти и престижа.
2 тип
связан с возрастным неравенством внутри молодежной субкультуры и обусловленными им нарушениями в распределении материальных и духовных благ, власти и престижа.
3 тип
связан с возрастным неравенством внутри молодежной субкультуры и обусловленными им нарушениями в распределении материальных и духовных благ, власти и престижа.
ормирование внутренних условий ответственного поведения входит составной частью в процесс развития и взросления. Иными словами, появление ответственности как механизма саморегуляции поведения - это один из ключевых векторов возрастного развития. Отличие молодого человека от взрослого определяется, в частности, степенью сформированности этого механизма. В процессе медиации внимание фокусируется на интенсификации процесса формирования ответственного поведения.
Медиации доступны эффективные, соответствующие социально-психологическим особенностям молодежи виды услуг. Посредник при работе с молодыми людьми учитывает знания о психологических механизмах их развития и на этой основе выстраивает сотрудничество.
Медиация представляет собой комплекс мер, призванных минимизировать насколько это возможно последствия конфликтных ситуаций, помочь участникам восстановить социальную справедливость.
Медиация как социальная услуга - это эффективный способ восстановления «нормы взросления» и формирования социальноответственного поведения. Медиация способствует снижению конфликтности в обществе и обеспечивает воспитательное воздействие на молодежь.
Важно не только пропагандировать необходимость включения медиатора в молодежную среду, но и обучать молодых людей основам медиации, умению использовать ресурсы медиативных практик в повседневной жизни.