Общие понятия в Медиации
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Общие понятия в Медиации

Общее представление о медиации

Медиация  - форма внесудебно­го разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристраст­ной стороны - медиатора (посредника) .

Медиация - это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей нейтральной беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторо­нам выработать определенное соглашение по спору, при этом сторо­ны полностью контролируют процесс принятия решения по урегули­рованию спора и условия его разрешения .

Медиация имеет определенные условия и правила ведения, оче­редность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

  •  добровольность;   
  •  конфиденциальность;   
  •  взаимоуважение;   
  • равноправие сторон;    
  • принятие;    
  • нейтральность и беспристрастность медиатора;   
  • прозрачность процедуры.

Цель медиации - обсудить, проработать сложную ситуацию. В этом обсуждении должно быть место различным точкам зрения, часто несовместимым взглядам на события или варианты выхода из трудно­го положения. Результатом удачной медиации становится достигну­тое на основе обсуждения конкретное соглашение. Принцип само­определения сторон остается решающим в ходе всей медиации. Ре­шения становятся таковыми только в том случае, если каждый от­дельно взятый участник признает их.

В конфликтных ситуациях нарушается способность к диалогу и конструктивному взаимодействию. Достигая положительного сдвига на пути к восстановлению этой способности, медиаторы добиваются того, чтобы каждый участник был услышан, чтобы к нему относились с уважением, чтобы его чаяния были приняты всерьез.

Только так становится возможным преодоление конфликтных эмоций, размывание отрицательных чувств. Вслух проходит обсуж­дение не только сути дела, но и ценностей, и интересов. В идеале по­сле окончания медиации эмоциональный диссонанс между конфлик­тующими сторонами должен исчезнуть, и разрешенный конфликт не должен мешать общению друг с другом. Это не означает обязатель­ную гармонизацию или всепрощение, но понимание, ясность и уме­ние управлять возможными оставшимися противоречиями - обяза­тельный результат медиации.

Честная, открытая проработка интересов и ценностей участни­ков повышает вероятность выполнения достигнутого соглашения. Ча­сто соглашения пересматриваются, изменяются, если участники в процессе медиации понимают, что их интересы учитываются так же серьезно, как и интересы «противника».
Из этого следует, что медиация:

  • позволяет достичь соглашения при уважении ко всем сторо­нам;   
  • помогает найти практические решения, с которыми согласны все участники;    
  • помогает избежать утомительных разбирательств, длительных судебных процессов и больших расходов;    
  • укрепляет автономию участников конфликта .

Медиация возможна, когда:

  • главными являются не правовые претензии, связанные с про­шлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);   
  • речь идет о длительных значимых отношениях (например, при разводе затронуты интересы детей);    
  • на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);    
  • стороны предпочитают сохранить полную конфиденциаль­ность, а судебные процессы, как правило, публичны;    
  • необходимо выработать всеобъемлющее генеральное реше­ние, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;    
  • имеют место сложные случаи, которые не могут быть разре­шены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудо­влетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет» .

Преимущества медиации:

  • помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;   
  • при ее проведении обстановка, организация, регламент и со­держание процесса могут быть определены индивидуально;    
  • ориентирована не столько на конфликт (выяснение, кто прав, а кто виноват) или выигрыш, сколько на конструктивный поиск ре­шений;    
  • в плане временных затрат может быть легко подстроена под потребности участников и учитывать эмоциональные и личные аспек­ты спора;    
  • сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации конфиденциальный;    
  • позволяет участникам спора посмотреть в будущее и исполь­зовать свои творческие способности;    
  • достигнутые договоренности, как правило, долговечны и от­вечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно при­емлемым и естественным шагом.

Медиаторы существуют для того, чтобы помогать решать одно за другим важные дела, вносить в них ясность; они выстраивают структуру разговора, ведут его, давая слово по очереди каждому. Та­ким образом обсуждается все самое главное. Они следят за тем, чтобы не допустить оскорблений, посторонних тем и замечаний. Даже если способность к разговору вовсе исчезла, все равно может состояться обсуждение и в такой ситуации благодаря защите со стороны медиа­тора [29].

Гуманистически ориентированные люди, которые воспринима­ют как высшую ценность основные демократические принципы, ав­тономию и ответственность человека перед самим собой, могли бы описать медиацию как возможность разрешить острый спор, когда рождается или появляется новый опыт, оказывающий влияние на раз­решение конфликтов в будущем, что бесспорно отразится и на куль­туре социальных отношений.

Главный признак медиации - прагматизм, который должен помочь возникнуть диалогу между участниками конфликта, чтобы они заново могли создать структуру социальной сплоченности; им воз­вращается власть над решениями по поводу улаживания конфликта .                                          

Материалы портала: https://do.vshda.ru/

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen