Противодействие незаконным сборам денежных средств
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Противодействие незаконным сборам денежных средств

О направлении методических реко-мендаций по исключению добро-вольных пожертвований

Руководителям общеобразовательных организаций

Управление образования администрации Николаевского муниципального района согласно письму министерства образования и науки Хабаровского края направляет методические рекомендации по исключению добровольных пожертво-ваний родителей обучающихся для использования в работе.

Приложение на 4 л. в 1 экз.

Руководитель управления

образования О.П.Абрамович

Ведянова Татьяна Сергеевна

8(42135)2-23-06

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

по исключению добровольных пожертвований родителей обучающихся

С началом нового учебного года резко возросло количество жалоб и других обращений граждан – родителей обучающихся в министерство обра-зования и науки Хабаровского края, а также обращений из Управления Пре-зидента РФ по работе с обращениями граждан, Интернет-приемной Прави-тельства Хабаровского края, прокуратуры Хабаровского края и других орга-нов по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях, расположенных на территории Хабаровского края (далее – об-разовательные организации).

Такая ситуация не нова, она ежегодно повторяется осенью – с началом очередного учебного года, и весной – по окончании учебного года, с началом подготовки образовательных организаций к новому учебному году.

В целях реализации мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных ор-ганизациях, министерством образования и науки края организована постоян-но действующая «горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях.

За время работы «горячей линии» на нее поступило более ста семиде-сяти обращений от родителей (законных представителей) обучающихся с жа-лобами на так называемые «поборы» со стороны администраций образова-тельных организаций и родительских комитетов (2015 год – 49 обращений, 2016 год – 56 обращений, 2017 год – 36 обращений, за истекший период 2018 года – 30 обращений).

Как показали результаты горячей линии, чаще всего денежные средства собирались на различные нужды класса/школы или в фонд класса/школы (61% обращений), на охрану школы (13% обращений) и ее ремонт (15% об-ращений), на покупку учебников и рабочих тетрадей (12%).

Граждане жаловались на проявление нетерпимости, преследования и угрозы, моральное давление со стороны дирекции школ, представителей ро-дительского комитета и учителей на детей и родителей, которые не участво-вали в добровольном финансировании школьных нужд. Родители (законные представители детей) также выражали недовольство неофициальным харак-тером оформления таких сборов.

В целях недопущения нарушений прав граждан и действующего зако-нодательства министерством образования и науки края была подготовлена и размещена на официальном сайте министерства в сети Интернет в разделе «Документы» информация о правомерном поведении всех участников обра-зовательного процесса в данной сфере общественных отношений («О неза-конных сборах денежных средств в образовательных организациях»). В этом же разделе размещено письмо Министерства образования и науки Россий-ской Федерации от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении неза-конных сборов денежных средств», письмо министерства образования и

науки края от 23 сентября 2013 № 02.1-13-8945 «О мерах по недопущению незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представите-лей) обучающихся в общеобразовательных учреждениях» и памятка для ро-дителей. Такая информация была направлена в органы местного самоуправ-ления края, осуществляющие управление в сфере образования.

Вместе с тем, в настоящее время считаем возможным рекомендовать органам местного самоуправления края, осуществляющим управление в сфе-ре образования, администрациям общеобразовательных организаций, роди-тельским комитетам (советам), учителям исключить случаи незаконных сбо-ров денежных средств с родителей обучающихся, а также отказаться от прак-тики привлечения добровольных пожертвований, в том числе на нужды, не связанные с обучением.

1. По итогам работы горячей линии больше всего жалоб на незаконные поборы были связаны с вынужденной оплатой гражданами различных нужд школы/класса или отчислениями в фонд школы/класса (61% от всех посту-пивших обращений).

К вышеуказанным сборам родители относили в том числе сборы на уборку класса, на покупку воды для кулера, мебели для класса/школы, кан-целярских товаров, на подарки учителям/школе, покупку различной техники для школы (компьютеров, проекторов, принтеров и картриджей к ним и т.п.).

Как правило, сборы на покупку бумаги, канцелярских товаров, картри-джей, озеленение класса/школы, уборку помещений, подарки учите-лям/школе/детям носили фиксированный характер.

Сборы на остальные нужды осуществлялись по мере необходимости (на покупку мебели, техники, и др.) и зачастую их размеры были достаточно внушительными.

В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающимся, осваивающим основные образова-тельные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федераль-ных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), бесплат-но предоставляются в пользование на время получения образования учебни-ки и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. К средствам обучения и воспитания в соответствии с нормами статьи 2 Закона об образовании относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музы-кальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ре-сурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образо-вательной деятельности. В соответствии с ФГОС общего образования мате-риально-технические условия реализации основных образовательных про-грамм общего образования предусматривают обязательное соблюдение обра-зовательными организациями санитарно-эпидемиологических требований, требований к санитарно-бытовым и социально-бытовым условиям осуществ-ления образовательной деятельности.

Принуждение родителей учеников к финансированию расходов на по-купку мебели, техники, на уборку школьных помещений и других подобных расходов является незаконным.

В соответствии с нормами статьи 35 Закона об образовании из бюджета оплачиваются средства обучения (а также учебные пособия и учебно-методические материалы), предоставляемые обучающимся на время получе-ния образования. Канцелярские товары (а также рабочие тетради) как рас-ходные материалы учебного процесса не могут быть возвращены по оконча-нии процесса обучения, и, соответственно, не оплачиваются в обязательном порядке за счет бюджетных средств.

По итогам горячей линии 7% обращений граждан связаны со школь-ными поборами на подарки учителям/руководству школы.

Согласно положениям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, сто-имость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организа-ций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных органи-заций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержа-нии или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

Таким образом, подарки учителю/директору школы со стороны роди-телей обучающихся законны, если их стоимость не превышает 3 тысяч руб-лей

2. 13% обращений поступили на «горячую линию» по вопросам сбора денежных средств на охрану школ, а 15% – на их ремонт.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на школьную охрану должны финансироваться органами местного самоуправления муниципаль-ных районов и городских округов в сфере образования, которые принимают участие в профилактике терроризма и экстремизма, и минимизации (ликви-дации) последствий их проявлений в границах поселения. Согласно положе-ниям пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям орга-нов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним террито-рий, а обеспечение безопасности обучающихся во время их пребывания в ор-ганизации, осуществляющей образовательную деятельность, возложено на образовательные организации (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образова-нии).

Исходя из изложенного, принудительный сбор средств школьной ад-министрацией/родительскими советами на охрану школ, содержание имуще-ства школ и обустройство прилегающих к ним территорий является незакон-ным.

3. Как показали результаты горячей линии, 12% жалоб граждан было связано с вынужденными тратами на школьные учебники и на рабочие тет-ради. Последние, по мнению многих родителей, должны оплачиваться по за-кону государством.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона об образовании обучаю-щимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюд-жетных средств в пределах ФГОС, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учеб-но-методические материалы, средства обучения и воспитания.

ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы. Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной ча-стью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебно-му пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.

Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планирова-нии и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной актив-ности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельно-сти, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспо-рьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Мини-стерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 г. № 740/14-12).

Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, а также являться предметом обеспечения за счет бюджетных средств и входить в состав биб-лиотечного фонда школьной библиотеки.

Суды судебной системы Российской Федерации в этом вопросе также выступают не на стороне родителей, ссылаясь на нормы указанного ГОСТ и СанПиН. На основании них судебные коллегии делают вывод о том, что ра-бочие тетради не являются составной частью учебников, не дополняют и не заменяют их, используются только для индивидуальной самостоятельной ра-боты и не могут быть возвращены в школьную библиотеку по окончании обучения, а значит, должны самостоятельно оплачиваться родителями школьников.

Органами местного самоуправления края, осуществляющими управле-ние в сфере образования, руководящим и педагогическим составом образова-тельных организаций должны быть приняты всеобъемлющие меры, направ-ленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства при ор-ганизации функционирования образовательных организаций, обеспечении образовательного процесса и оказании образовательными организациями об-разовательных услуг.

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen