18 марта 2018 года -ОПРОС о графике учебного процесса
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

18 марта 2018 года -ОПРОС о графике учебного процесса

опр18 марта 2018 года в городских округах и муниципальных районах края будет проведен "Школьный опрос" на актуальные для родителей темы.

Министерство образования и науки края направляет материалы к проведению информационно-разъяснительной работы с родителями по вопросам:

- выбора графика учебного процесса - четвертная или пятиместровая системы обучения;

- выбора режима работы образовательной организации по 5-ти дневной или 6-ти дневной рабочей неделе.

 

 Приглашаем родителей на тематические родительские                            собрания до 05.03.2018 года 

18 марта на избирательном участке МБОУ СОШ р.п. Многовершинный № 391 пройдет акция "Школьный опрос" с голосование по выбору учебного процесса.

 

 

 

Информационные материалы для организации информационно-разъяснительной работы с родителями

 

В целях организации продуктивного диалога между всеми участниками образовательных отношений и подготовки родителей обучающихся к участию в "Школьном опросе" 18 февраля 2018 года министерством образования и науки Хабаровского края подготовлены рекомендации по вопросам: 

 

- выбора графика учебного процесса - четвертная или пятиместровая (биместровая) системы обучения;

 

- выбора режима работы образовательной организации по 5-ти дневной или 6-ти дневной рабочей неделе.

 

В образовательных организациях рекомендуется провести родительские собрания по подготовке к "Школьному опросу". Информационные материалы могут быть дополнены и другими аргументами. Результаты опроса будут проанализированы и отправлены в муниципальные образования. Окончательное решение остается за руководством школы.

 

Согласно ст. 28 Федерального закона "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации относится разработка образовательных программ. Составной частью образовательной программы является календарный учебный график, которым предусматриваются каникулы, и учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.

 

Календарный учебный график:
четвертная или пятиместровая
(биместровая) системы обучения?

 

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральному закону) каждая школа самостоятельно выбирает систему организации обучения, определяет режим работы: пятидневка или шестидневка, четверти, триместры, пятиместры (биместры) и т.д., самостоятельно устанавливает и каникулы, которые утверждаются календарным графиком.

 

Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.

 

Календарный учебный график организации обсуждается и принимается педагогическим советом, утверждается приказом директора. В соответствии со ст. 30 Федерального закона при принятии школой локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, должны учитываться мнения советов обучающихся, советов родителей, коллегиальных органов работников. Нормы локальных нормативных актов, принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене.

 

Календарный учебный график должен содержать обязательную информацию о сроках начала и окончания учебного года. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Продолжительность учебного года рассчитывается из общего количества учебных часов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и рекомендациями СанПиН.

 

Например, в начальной школе количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов, на уровне основного общего образования количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

 

В старшей школе количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).

 

Обучение может быть организовано по полугодиям, четвертям, семестрам.

 

В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования").

 

Обучение по четвертям является традиционным учебным графиком: учебный год разбит на четыре четверти. В конце каждой четверти проводится промежуточная аттестация по предметам.

 

При этом предусматриваются летние, осенние, зимние и весенние каникулы.

 

Учебный год по четвертям разбит следующим образом:

 

1 четверть: 8-8,5 учебных недель; осенние каникулы 8 - 9 дней – последняя неделя октября и первая ноября;

 

2 четверть: 7-8 учебных недель, зимние каникулы не более двух недель с конца декабря (2-4 дня) декабря и 8-10 дней в январе.

 

Для первоклассников устанавливаются дополнительные каникулы до 7 дней в феврале.

 

3 четверть: 10 учебных недель, весенние каникулы не более 7 дней (конец марта);

 

4 четверть: 7-8 учебных недель. Окончание учебного года – в последних числах мая.

 

Летние каникулы продолжительностью до 3-ех месяцев с учетом итоговой аттестации.

 

Каникулы при данной системе, как правило, совпадают с государственными праздниками.

 

Вместе с тем очевидны диспропорции существующей четвертной структуры учебного года (от 7 до 10 учебных недель). Ребенок не всегда получает достаточное количества отметок для аттестации по тому или иному предмету в отдельных четвертях.

 

В третьей четверти, которая является самой продолжительной и выпадает на зимнее время, дети сильнее устают. Таким образом неравноценное количество дней в четвертях делает одни четверти длиннее и труднее, а другие – легче и короче.

 

Краткость и неравномерность каникул в году не позволяет учащимся восстановить свои физические и психические силы.

 

Возможна организация обучения по семестрам. Существуют практики, когда учебный год распределяется на пять семестров. Каждый семестр длится 2 месяца (приблизительно 7 недель). Между периодами обучения организуются каникулы по 2-2,5 недели.

 

На примере старшей школы период обучения (35 недель) может быть распределен на пять семестров:

 

1 семестр: обучение 8 недель + каникулы 16 дней;

 

2 семестр: обучение 7 недель + каникулы 16 дней;

 

3 семестр: обучение 7 недель + каникулы 11 дней;

 

4 семестр: обучение 7 недель + каникулы 17 дней;

 

5 семестр: обучение 6 недель + летние каникулы июль - август.

 

Разработчики семестровой системы полагают, что при такой организации обучения организм ребенка в период 4 каникул восстанавливается почти на 90%.

 

Благодаря количеству периодов обучения выставление годовых отметок упрощается (из 5 отметок легче вывести годовую, чем из четырех).

 

В такой системе учебный год длится десять месяцев – с сентября по июнь (включительно), а не привычные девять месяцев, как в четвертной системе. При выборе данной системы необходимо учитывать, что летние каникулы длятся 2 месяца, вместо привычных трех.

 

Одним из существенных недостатков пятиместровой системы обучение является совпадение образовательного процесса в 5 семестре и государственной итоговой аттестации в 9-ых и 11-ых классах в мае – июне.

 

Дополнительные материалы:

 

http://yablor.ru/blogs/ucheba-detey-po-bimestram-da-ili-ne/5423177

 

https://ria.ru/sn_edu/20160426/1419779909.html

 

Выбор режима работы образовательной организации

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется администрацией общеобразовательной организации с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов работников. При этом должны быть соблюдены правила чередования времени обучения и отдыха и максимальной недельной учебной нагрузки.

 

Исключение составляют первые классы, которые в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10) работают в режиме 5-дневной учебной недели.

 

СанПиНы определяют величину недельной образовательной нагрузки:

 

Классы

Максимально допустимая недельная

нагрузка в академических часах

При 6-дневной неделе, не более

При 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

 

Образовательную недельную нагрузку должна быть равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

 

  • для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4-х классов – не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5-6-х классов – не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11-х классов – не более 7 уроков.

 

Таким образом, продолжительность учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Исходя из данных таблицы, можно рассчитать максимальное количество уроков в день для каждого класса в условиях обучения по пятидневной или шестидневной рабочей неделе.

 

Например, в 10-11 классах:

 

- при 6-ти дневной неделе (37 часов) 5 дней в неделю будет по 6 уроков и 1 день в неделю – 7 уроков;

 

- при пятидневной неделе (34 часа) 4 дня в неделю будет по 7 уроков и 1 день – 6 уроков.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе режиму занятий обучающихся.

 

Образовательная деятельность в школе организуется в соответствии с образовательной программой, которую школа формирует и утверждает самостоятельно. Один из её элементов — учебный план. Формируя его, школа сама определяет количество учебных часов, необходимых для освоения основной образовательной программы, а соответственно, определяет режим работы. При этом минимальное и максимальное количество занятий на уровень образования (начальное общее, основное общее или среднее общее) определено федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня образования.

 

Например, в Примерном учебном плане основного общего образования это расчёт на 5267 и 6020 часов за весь период обучения. То есть, в случае принятия образовательной организацией решения о пятидневном режиме обучения, учебным планом будет предусмотрено минимальное количество часов на освоение образовательной программы. При этом требования к результатам обучения по обязательным предметным областям останутся неизменными.

 

Учебный план школы состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативную часть).

 

Время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано на:

 

• увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части (например, углубленное изучение отдельных предметов);

 

• введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные (например, родной язык и родная литература);

 

•другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся (это могут быть ритмика, проектная деятельность и др.).

 

Рассматривая варианты минимальной и максимальной недельной учебной нагрузки, представленные в примерной основной образовательной программе, можно сделать вывод о том, что нагрузка детей при пятидневном обучении сокращается, в основном, за счет уменьшения часов, предусмотренных на реализацию интересов и потребностей обучающихся в части, формируемой участниками образовательных отношений.

 

Примерный недельный учебный план (минимальный) основного общего образования

 

 

Количество часов в неделю

 

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Итого, количество часов на изучение инвариантной (обязательной) части учебного плана

26

28

29

30

30

143

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2

1

2

2

3

10

Максимально допустимая недельная нагрузка

28

29

31

32

33

153

 

Примерный недельный учебный план (максимальный) основного общего образования

 

 

Количество часов в неделю

 

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Итого, количество часов на изучение инвариантной (обязательной) части учебного плана

27

29

30

32

32

150

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

5

4

5

4

4

22

Максимально допустимая недельная нагрузка

32

33

35

36

36

172

 

Принимая решения о режиме работы образовательной организации, следует всесторонне проанализировать социальную среду: предусмотреть занятость детей из категории риска, обеспечить запросы родителей на образование их детей, создать благоприятные условия для всестороннего развития обучающихся.

 

Следует учитывать и возрастные особенности детей. Так, в одной школе обучение для обучающихся разных уровней образования (начального, основного и среднего) может быть установлен разный режим работы. Важно равномерно распределить учебную нагрузку, чтобы избежать переутомления детей. По мнению психологов, умственная перегрузка ведёт к снижению памяти, внимания, учебной мотивации и, как следствие, к снижению успеваемости обучающихся. 

 

Поэтому решение вопроса режима обучения в школе требует всестороннего анализа и учета мнения всех участников образовательных отношений.

 

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen