Все о собеседовании 2020 ГИА 9 класс
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Все о собеседовании 2020 ГИА 9 класс

РАСПОРЯЖЕНИЕ                                                                 

О проведении итогового                                                                         
собеседования по русскому языку в 2019/2020 учебном году

В целях подготовки к проведению итогового собеседования по русскому языку в 2019/2020 учебном году в соответствии с пунктом 22 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. № 189/1513, рекомендациями по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, направленными письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 декабря 2019 г.
№ 10-1059 (далее – Рекомендации)
:

1.Утвердить прилагаемый Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 2019/2020 учебном году в Хабаровском крае
(далее – Порядок).

2. Назначить ответственным за проведение итогового собеседования по русскому языку в Хабаровском крае Кошельникову Екатерину Юрьевну, начальника отдела итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки края.

3. Определить местами проведения итогового собеседования образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования (далее – места проведения итогового собеседования).

4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, краевых общеобразовательных организаций обеспечить:

1) проведение итогового собеседования 12 февраля, 11 марта и 18 мая 2020 г. в соответствии с утвержденным Порядком, Рекомендациями;

2) оснащение мест проведения итогового собеседования средствами видеонаблюдения в режиме видеофиксации с использованием имеющегося в образовательных организациях оборудования при проведении итогового собеседования;

3) создание условий, учитывающих состояние здоровья участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра – начальника управления государственной регламентации образовательной деятельности Москвина В.Г.

И.о. министра                                                                                           

УТВЕРЖДЕН

распоряжением министерства
образования и науки
Хабаровского края

от "   "               2020 г. №

ПОРЯДОК

проведения итогового собеседования по русскому языку в 2019/2020
учебном году в Хабаровском крае

1. Общие положения

1.1. Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку в 2019/2020 учебном году в Хабаровском крае (далее – Порядок) определяет категории участников итогового собеседования по русскому языку (далее – итоговое собеседование), сроки и продолжительность проведения итогового собеседования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению и проверке итогового собеседования, порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования, порядок проведения и проверки итогового собеседования, порядок обработки результатов итогового собеседования, срок действия результатов итогового собеседования.

1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими документами:

- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) от 07 ноября 2018 г. № 189/1513;

- рекомендации по организации и проведению итогового собеседования для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в 2020 году, направленные письмом Рособрнадзора от 16 декабря 2019 г. № 10-1059 (далее – Рекомендации).

1.3. Итоговое собеседование проводится на русском языке. Результатом итогового собеседования является "зачет" или "незачет".

2. Категории участников итогового собеседования

Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:

- лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);

- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

- экстернов с ОВЗ;

- обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов;

- экстернов – детей-инвалидов и инвалидов;

- обучающихся на дому;

- обучающихся в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении (далее также – участники итогового собеседования).

3. Порядок подачи заявления на участие в итоговом собеседовании

3.1. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

3.2. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на прохождение итогового собеседования предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в пункте 9.5 настоящего Порядка.

3.3. Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях, в которых обучающиеся проходят обучение по образовательным программам основного общего образования (далее – места проведения итогового собеседования).

4. Организация проведения итогового собеседования

4.1. Министерство образования и науки Хабаровского края (далее – Министерство) организуют формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее – РИС), и внесение сведений в РИС и федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее – ФИС ГИА и Приема).

4.2. Министерство обеспечивает:

- информирование участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового собеседования через образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячих линий" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" Министерства, Краевого государственного казенного учреждения "Региональный центр оценки качества образования" (далее – КГКУ РЦОКО);

- проведение итогового собеседования в местах проведения итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящего Порядка, Рекомендаций;

- организацию проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития;

- информационную безопасность при хранении, использовании и передаче контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) итогового собеседования;

- ознакомление участников итогового собеседования и (или) их родителей (законных представителей) с результатами итогового собеседования в сроки, установленные Министерством;

- аккредитацию общественных наблюдателей.

В случаях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, невозможности проведения итогового собеседования в установленные сроки по объективным причинам Министерство направляет соответствующее письмо в Рособрнадзор с просьбой рассмотреть возможность установления дополнительного срока проведения итогового собеседования.

4.3. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового собеседования на территории Хабаровского края, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействие с ФИС ГИА и Приема, осуществляется КГКУ РЦОКО, исполняющим функции Регионального центра обработки информации (далее – РЦОИ).

4.4. РЦОИ:

- организует сбор сведений об обучающихся, экстернах (далее – участники итогового собеседования), и формирование РИС. В РИС не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования вносится следующая информация: об участниках итогового собеседования; о местах проведения итогового собеседования; о назначении участников на даты проведения итогового собеседования; не позднее чем за одну неделю о распределении участников по местам проведения итогового собеседования; в течение семи календарных дней после проведения проверки о результатах итогового собеседования, полученных участниками;

- обеспечивает взаимодействие РИС с ФИС ГИА и Приема;

- направляет материалы для проведения итогового собеседования в образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, в день проведения итогового собеседования не позднее 07.30 по местному времени.

4.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:

- определяют места сканирования бланков итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории;

- назначают ответственных за проведение сканирования;

- обеспечивают проведение сканирования в местах сканирования.

4.6. Образовательные организации в целях проведения итогового собеседования:

- обеспечивают отбор и подготовку специалистов, входящих в состав комиссий по проведению итогового собеседования и комиссий по проверке итогового собеседования в образовательных организациях (далее соответственно – комиссия по проведению, комиссия по проверке) в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

- утверждают состав комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования;

- под подпись информируют специалистов, привлекаемых к проведению и проверке итогового собеседования, о порядке проведения и проверки итогового собеседования, установленном Министерством;

- под подпись информируют участников итогового собеседования и их родителей (законных представителей) о местах и сроках проведения итогового собеседования, о порядке проведения итогового собеседования, установленном Министерством, о ведении во время проведения итогового собеседования аудиозаписи ответов участников итогового собеседования, о времени и месте ознакомления с результатами итогового собеседования, а также о результатах итогового собеседования, полученных обучающимися, экстернами, об организации перепроверки отдельных аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования;

- обеспечивают техническую готовность мест проведения итогового собеседования к проведению и проверке итогового собеседования;

- организуют проведение итогового собеседования в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

- определяют схему оценивания ответов участников итогового собеседования исходя из количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества экспертов по проверке ответов участников итогового собеседования, входящих в комиссию по проверке: первая схема: оценивание ответов участников итогового собеседования экспертом непосредственно в процессе ответа участника по специально разработанным критериям по системе "зачет/незачет", при этом повторно прослушиваются и оцениваются записи ответов отдельных участников (при необходимости);  вторая схема: оценивание ответов участников итогового собеседования экспертом после окончания проведения итогового собеседования по специально разработанным критериям по системе "зачет/незачет";

- определяют организацию проведения итогового собеседования исходя из количества обучающихся: в ходе образовательного процесса; вне образовательного процесса;

- направляют общественных наблюдателей в места проведения итогового собеседования для обеспечения соблюдения требований настоящего Порядка;

- принимают меры по защите КИМ итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации.

4.7. В целях информирования граждан о порядке проведения итогового собеседования на официальных сайтах Министерства, КГКУ РЦОКО, органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательных организаций публикуется информация о:

- порядке проведения итогового собеседования, утвержденном Министерством;

- сроках проведения итогового собеседования;

- сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового собеседования.

5. Сроки и продолжительность проведения итогового собеседования

5.1. Итоговое собеседования проводится во вторую среду февраля.

5.2. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет 15-16 минут.

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования может быть увеличена на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников может составлять в среднем 45 минут). Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам, так и на ответы на задания КИМ итогового собеседования.

В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника итогового собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ итогового собеседования до начала процедуры и др.).

5.3.  В случае получения неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая).

5.4.  Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, в дополнительные сроки.

6.Подготовка к проведению итогового собеседования в образовательной организации

6.1. Итоговое собеседование может проводиться в ходе учебного процесса в образовательной организации. Участники итогового собеседования могут принимать участие в итоговом собеседовании без отрыва от образовательного процесса (находиться на уроке во время ожидания очереди и возвращаться на урок после проведения итогового собеседования). Участники итогового собеседования, ожидающие свою очередь, не должны пересекаться с участниками, прошедшими процедуру итогового собеседования. При этом итоговое собеседование может проводиться и вне учебного процесса в образовательной организации.

6.2. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых для проведения итогового собеседования, должны обеспечивать проведение итогового собеседования в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов[1].

6.3.  Для проведения итогового собеседования выделяются:

- учебные кабинеты проведения итогового собеседования, в которых участники проходят процедуру итогового собеседования (далее – аудитории проведения итогового собеседования);

- учебные кабинеты образовательной организации, в которых участники итогового собеседования ожидают очереди для участия в итоговом собеседовании (в учебных кабинетах образовательной организации параллельно может вестись урок для участников итогового собеседования, ожидающих своей очереди, а также для участников, прошедших итоговое собеседование)(далее – аудитории ожидания итогового собеседования);

- учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование (например, обучающиеся могут ожидать начала следующего учебного занятия в данном учебном кабинете);

- помещение для ответственного организатора образовательной организации для получения КИМ итогового собеседования, тиражирования материалов для проведения итогового собеседования и др. (далее – Штаб).

6.4. Аудитории проведения итогового собеседования должны быть изолированы от остальных кабинетов образовательной организации, в которых осуществляется учебный процесс, для обеспечения соблюдения порядка во время проведения итогового собеседования.

Рабочее место в аудитории проведения итогового собеседования должно быть оборудовано техническими средствами, позволяющими осуществить аудиозапись устных ответов участников итогового собеседования (например, компьютер, микрофон/диктофон), имеющимися в образовательной организации.

6.5. Штаб оборудуется телефонной связью, принтером, персональным компьютером с выходом в сеть "Интернет" для получения КИМ итогового собеседования, критериев оценивания итогового собеседования и других материалов итогового собеседования, тиражирования материалов для проведения итогового собеседования. В случае сканирования материалов итогового собеседования в образовательной организации Штаб оборудуется сканером.

6.6. Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по проведению итогового собеседования и комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования.

В состав комиссии по проведению итогового собеседования входят:

- ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий подготовку и проведение итогового собеседования;

- организаторы проведения итогового собеседования (количество определяет образовательная организация, исходя из количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования), обеспечивающие передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной организации);

- экзаменатор-собеседник (один на аудиторию), который проводит собеседование с участниками итогового собеседования по выбранной теме беседы, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, контролирует внесение участником итогового собеседования регистрационных сведений и подписи в бланк итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания проведения итогового собеседования для каждого участника. Экзаменатором-собеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы);

- технический специалист (не менее одного на образовательную организацию), обеспечивающий получение КИМ итогового собеседования от РЦОИ, а также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в аудиториях проведения итогового собеседования, тиражирование материалов для проведения итогового собеседования, сканирование материалов итогового собеседования (в случае сканирования материалов итогового собеседования в образовательной организации).

В состав комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования входят:

- эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее – эксперты). К проверке ответов участников итогового собеседования привлекаются только учителя русского языка и литературы, соответствующие требованиям, указанным в подпункте 10.1 настоящего Порядка.

Количественный состав комиссии по проверке ответов участников итогового собеседования определяет образовательная организация в зависимости от схемы оценивания ответов участников итогового собеседования, количества участников итогового собеседования, количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации.

6.7. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования:

6.7.1. РЦОИ с помощью ПО "Планирование ГИА-9" формирует файлы и передает их по защищенной сети передачи данных в образовательные организации для тиражирования:

- списков участников итогового собеседования (для регистрации участников, распределения их по аудиториям);

- ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории (по количеству аудиторий);

- черновиков для экспертов (для внесения баллов за ответы участников итогового собеседования);

- бланков итогового собеседования (по количеству участников итогового собеседования)

6.7.2. Ответственный организатор образовательной организации с помощью технического специалиста обеспечивает тиражирование материалов для проведения итогового собеседования. Бланки итогового собеседования распечатываются из ПО "Планирование ГИА-9". При печати бланков итогового собеседования ответственный организатор и технический специалист осуществляют проверку уникального кода работы на каждом бланке итогового собеседования, при необходимости оперативно запрашивают дополнительные бланки итогового собеседования в РЦОИ.

6.8. В образовательной организации список участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список корректируется по согласованию с РЦОИ, государственной экзаменационной комиссией Хабаровского края для обеспечения проведения ГИА в 2020 году. Ответственный организатор образовательной организации распределяет участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования, заполняет в списке участников итогового собеседования поле "Аудитория".

6.9. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования технический специалист проверяет:

- готовность рабочего места для ответственного организатора образовательной организации (наличие доступа в сеть Интернет, рабочее состояние принтера, сканера (при сканировании материалов итогового собеседования в образовательной организации), наличие бумаги);

- готовность оборудования для записи ответов обучающихся (производит тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна содержать посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в часто используемых аудиоформатах (*.wav,*.mp3,*.mp4 и т.д.). Способ организации аудиозаписи ответа участника итогового собеседования (диктофон, компьютерные программы и т.д.) определяет ОО исходя из имеющегося оборудования.

7. Порядок сбора исходных сведений и подготовки к проведению итогового собеседования

7.1.  Сведения по итоговому собеседованию вносятся РЦОИ в РИС посредством программного обеспечения "Планирование ГИА-9". В РИС вносится следующая информация:

- об участниках итогового собеседования;

- о местах проведения итогового собеседования;

- о назначении участников на даты проведения итогового собеседования;

- о распределении участников по местам проведения итогового собеседования;

- о результатах итогового собеседования, полученных участниками.

7.2. Сведения об участниках итогового собеседования предоставляют образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования.

7.3. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный центр тестирования" размещает комплекты КИМ итогового собеседования для проведения итогового собеседования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на технологическом портале за 5 календарных дней до даты проведения итогового собеседования.

7.4. Не позднее чем за сутки до проведения итогового собеседования образовательная организация получает с официального сайта Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее – ФГБНУ "ФИПИ") (fipi.ru) и тиражирует в необходимом количестве критерии оценивания для экспертов.

8. Проведение итогового собеседования

8.1. В день проведения итогового собеседования не ранее 07.30 по местному времени технический специалист образовательной организации получает от РЦОИ и тиражирует материалы для проведения итогового собеседования, передает их ответственному организатору образовательной организации. В случае наличия специализированного оборудования распечатка КИМ итогового собеседования проводится в цветном формате.

Направление КИМ итогового собеседования в РЦОИ осуществляется в соответствии с привязкой субъектов Российской Федерации к часовым поясам. Для территорий, относящихся к разным часовым поясам Российской Федерации, отдельные КИМ итогового собеседования направляются для каждого часового пояса в определенное время в соответствии с настоящими Рекомендациями.

8.2. Ответственный организатор образовательной организации выдает экзаменатору-собеседнику:

- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, где фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового собеседования;

- материалы для проведения итогового собеседования;

- бланки итогового собеседования для оценивания ответов участников итогового собеседования.

8.3. Ответственный организатор образовательной организации выдает эксперту:

- черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования экспертом;

- комплект материалов для проведения итогового собеседования;

- возвратный доставочный пакет для упаковки бланков итогового собеседования;

- возвратный доставочный пакет для упаковки черновиков для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования экспертом.

8.4. Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками, иными документами для проведения итогового собеседования.

8.5. Ответственный организатор образовательной организации выдает организатору(ам) проведения итогового собеседования список участников итогового собеседования.

8.6. В аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового собеседования присутствуют:

- экзаменатор-собеседник;

- не более одного участника итогового собеседования;

- эксперт по проверке ответов участников итогового собеседования (в случае использования первой схемы оценивания).

По решению образовательной организации допускается присутствие в аудитории проведения итогового собеседования технического специалиста для осуществления записи ответов участников итогового собеседования.

8.7. В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового собеседования могут присутствовать аккредитованные общественные наблюдатели, аккредитованные представители средств массовой информации, должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, и (или) представители Министерства, представители КГКУ РЦОКО, при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих их полномочия.

8.8. Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники итогового собеседования ожидают своей очереди в аудитории ожидания.

8.9. В аудиториях проведения итогового собеседования ведется аудиозапись. Технический специалист в каждой аудитории проведения перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток). При выборе второй схемы оценивания необходимо параллельно осуществлять запись ответов каждого участника итогового собеседования отдельно.

8.10. Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию проведения итогового собеседования, в которую он был распределен согласно списку участников, полученному от ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового собеседования для данного участника – в учебный кабинет образовательной организации (параллельно может вестись урок). Затем в аудиторию проведения итогового собеседования приглашается новый участник итогового собеседования.

8.11. Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

8.12. Ответственный организатор образовательной организации на основании информации, полученной от организаторов, в случае неявки участника в списках участников итогового собеседования в поле "Аудитория" рядом сномером аудитории указывает букву "Н". Допускается проставление отметки о неявке участника итогового собеседования организатором проведения итогового собеседования по поручению ответственного организатора образовательной организации.

8.13. Экзаменатор-собеседник проверяет документ, удостоверяющий личность участника итогового собеседования, выдает участнику бланк итогового собеседования и контролирует внесение участником итогового собеседования регистрационных сведений и подписи в бланк итогового собеседования, передает бланк итогового собеседования эксперту, вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

8.14. После заполнения участником регистрационных полей бланка итогового собеседования экзаменатор-собеседник фиксирует время начала итогового собеседования с участником в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории и проводит собеседование. Участник итогового собеседования перед началом ответа проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.

8.15. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.

8.16. Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента (рекомендованный временной регламент размещается на сайте ФГБНУ "ФИПИ").

8.17. В случае если выбрана первая схема оценивания ответов участников итогового собеседования, то эксперт, оценивающий ответ участника итогового собеседования непосредственно по ходу общения его с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заполняет черновик для внесения первичной информации по оцениванию ответов участников итогового собеседования, переносит результаты оценивания в бланк итогового собеседования на каждого участника.

8.18. В случае если выбрана вторая схема оценивания ответов участников итогового собеседования, то после окончания итогового собеседования аудиозаписи в аудиториях сохраняются техническим специалистом на флеш-носители и передаются ответственному организатору образовательной организации для дальнейшего распределения аудиофайлов между экспертами для прослушивания и оценивания.

Рекомендуется при выборе второй схемы оценивания ответов участников итогового собеседования параллельно вести отдельные аудиозаписи для каждого участника. После завершения итогового собеседования участник прослушивает свой ответ для того, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны (обязательно при использовании второй схемы оценивания).

Эксперты по окончании итогового собеседования прослушивают аудиозаписи с работами участников итогового собеседования и заполняют бланки итогового собеседования на каждого участника.

8.19. В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор образовательной организации составляет "Акт о досрочном завершении итогового собеседования по русскому языку по уважительным причинам", а экзаменатор-собеседник вносит соответствующую отметку в форму "Ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории". В случае если проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа, эксперт ставит отметку о досрочном завершении итогового собеседования в форме "Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования".

8.20. Если проверка ответов участников итогового собеседования проводится экспертом после окончания проведения итогового собеседования по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования (вторая схема), то в целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник по своему желанию прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.

Участники итогового собеседования могут прослушать часть аудиозаписи по своему усмотрению.

В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования необходимо предоставить возможность такому участнику повторно сдать итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, предусмотренные Порядком.

При ведении потоковой аудиозаписи нет необходимости в прослушивании ответов каждым участником: технический специалист проверяет работоспособность оборудования (в том числе и звукозаписывающего) до начала итогового собеседования в каждой аудитории, а при необходимости и в перерывах между прохождением итогового собеседования разными участниками итогового собеседования.

8.21. После окончания итогового собеседования в аудитории эксперт пересчитывает бланки итогового собеседования, черновики для внесения первичной информации по оцениванию участника итогового собеседования, упаковывает их в отдельные возвратные доставочные пакеты и вместе с комплектом материалов для проведения итогового собеседования передает их экзаменатору-собеседнику.

8.22. Экзаменатор-собеседник передает ответственному организатору образовательной организации в Штабе:

- материалы, использованные для проведения итогового собеседования;

- запечатанные бланки итогового собеседования;

- запечатанные черновики для внесения первичной информации по оцениванию ответов участника итогового собеседования;

- ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.

8.23. По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников, сохраняет ее в каждой аудитории проведения и копирует на съемный электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору образовательной организации. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории, код образовательной организации.

9.Особенности организации и проведения итогового собеседования для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов

9.1. Участники итогового собеседования с ОВЗ при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК в случаях, изложенных в подпункте 9.5 настоящего Порядка.

9.2. Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

9.3. Основанием для организации проведения итогового собеседования на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

9.4. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих условий проведения итогового собеседования:

- беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования, учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

- увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут;

- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения итогового собеседования.

9.5. Для участников итогового собеседования с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

- присутствие ассистентов, оказывающих указанным выше категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

- использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.

Для слабослышащих участников итогового собеседования:

- оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования.

Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:

- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика;

Для слепых участников итогового собеседования:

- оформление КИМ итогового собеседования рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.

Для слабовидящих участников итогового собеседования:

- копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению итогового собеседования в увеличенном размере;

- обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами;

- индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).

Для участников с расстройствами аутистического спектра:

- привлечение в качестве экзаменатора-собеседника специалиста-дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве экзаменатора-собеседника может быть привлечен родитель участника итогового собеседования. Оценивание работ таких участников итогового собеседования проводится по второй схеме (проверка экспертом после окончания проведения итогового собеседования аудиозаписей с устными ответами на задания итогового собеседования: в аудитории проведения итогового собеседования не должен присутствовать эксперт, оценивание осуществляется по завершении проведения итогового собеседования на основе аудиозаписи устного ответа участника.

Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).

При проведении итогового собеседования в письменной форме допускается использование листов бумаги для черновиков, выданных образовательной организацией со штампом образовательной организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование. Письменная форма работы оформляется на листах бумаги со штампом образовательной организации, на базе которой участник проходит итоговое собеседование

9.6. Категории участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов, особенности психофизического развития которых не позволяют выполнить им все задания итогового собеседования, а экспертам провести оценивание в соответствии с критериями оценивания итогового собеседования приведены в приложении к настоящему Порядку.

Участникам итогового собеседования предоставляется право выполнить только те задания КИМ итогового собеседования, которые с учетом особенностей психофизического развития посильны им для выполнения.

Минимальное количество баллов для указанных категорий участников итогового собеседования за выполнение заданий итогового собеседования, необходимое для получения результата "зачет", отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования приведено в приложении к настоящему Порядку.

Основанием для выполнения отдельных заданий, предусмотренных КИМ итогового собеседования, и оценивания по критериям, по которым данный участник итогового собеседования может быть оценен, являются соответствующие рекомендации ПМПК.

10. Порядок проверки и оценивания итогового собеседования

10.1. Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в состав комиссии по проверке итогового собеседования.

Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать указанным ниже требованиям.

Владение необходимой нормативной базой:

- федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

- нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового собеседования;

- настоящие рекомендации по организации и проведению итогового собеседования.

Владение необходимыми предметными компетенциями:

- иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".

Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:

- умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;

- умение применять установленные критерии оценивания;

- умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;

- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

- умение обобщать результаты.

10.2. Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по двум схемам (выбор схемы оценивания определяется на уровне образовательной организации исходя из количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества экспертов по проверке ответов участников итогового собеседования, входящих в комиссию по проверке: может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно):

10.2.1. Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе "зачет"/"незачет". При этом при необходимости возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.

В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в режиме реального времени заполняет бланк итогового собеседования на каждого участника. Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться черновиками.

10.2.2. Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового собеседования.

В целях исключения ситуаций, при которых в дальнейшем невозможно будет оценить устный ответ участника итогового собеседования на основе аудиозаписи, после завершения итогового собеседования участник прослушивает аудиозапись своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись произведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны. Воспроизведение аудиозаписи может быть осуществлено экзаменатором-собеседником или техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).

В случае выявления некачественной аудиозаписи ответа участника итогового собеседования необходимо предоставить возможность такому участнику повторно сдать итоговое собеседование в дополнительные сроки проведения итогового собеседования, предусмотренные Порядком.

10.3. "Зачет" выставляется участникам итогового собеседования, набравшим минимальное количество баллов, определенное критериями оценивания выполнения заданий КИМ итогового собеседования, представленными на сайте ФГБНУ "ФИПИ".

На категории участников итогового собеседования, перечисленные в приложении к настоящему Порядку, данное положение не распространяется. В приложении к настоящему Порядку определено минимальное количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения "зачета" для указанных категорий участников итогового собеседования, отличное от минимального количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных категорий участников итогового собеседования.

10.4. К проведению итогового собеседования и проверке ответов участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов могут быть привлечены учителя-дефектологи (логопеды/ сурдопедагоги/ тифлопедагоги и др.).

10.5. Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования должны завершиться не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового собеседования.

11. Обработка результатов итогового собеседования

11.1. Сканирование бланков итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории проводится в местах сканирования, определенных органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, с последующей передачей изображений бланков итогового собеседования в РЦОИ по защищенным каналам связи для последующей обработки не позднее одного дня после проведения проверки и оценивания.

Сканирование оригиналов бланков итогового собеседования с внесенными в них результатами проверки, в том числе оригиналы бланков итогового собеседования с внесенной отметкой "Х" в поле "Не закончил", подтвержденной подписью члена комиссии, ведомостей учета проведения итогового собеседования в аудитории осуществляется ответственным за сканирование.

Обработка бланков итогового собеседования в РЦОИ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней после проведения проверки и оценивания ответов участников итогового собеседования комиссией по проверке ответов участников итогового собеседования.

11.2. Бумажные оригиналы бланков итогового собеседования, испорченные бланки итогового собеседования, список участников итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории, аудио-файлы с записями ответов участников итогового собеседования хранятся в образовательной организации до 31 декабря 2020 г.

По запросу Министерства, РЦОИ бланки итогового собеседования, испорченные бланки итогового собеседования, списки участников итогового собеседования, ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории, аудио-файлы с записями ответов участников итогового собеседования передаются в РЦОИ.

11.3. Обработка бланков итогового собеседования осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств и включает в себя:

- загрузку электронных образов бланков итогового собеседования;

- распознавание информации, внесенной в проверенные бланки итогового собеседования;

- сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные бланки итогового собеседования.

В РИС производится обработка результатов итогового собеседования средствами специализированного программного обеспечения "АИС ГИА".

11.4. В течение одного рабочего дня после окончания обработки бланков, результаты итогового собеседования передаются в образовательные организации, а также в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования для ознакомления участников итогового собеседования, размещаются региональном портале услуг https://uslugi27.ru.

11.5. С результатами итогового собеседования участники могут ознакомиться в образовательных организациях в течение одного рабочего дня после получения результатов итогового собеседования образовательными организациями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования из РЦОИ. Факт ознакомления фиксируется личной подписью обучающихся.

12. Повторный допуск к проведению итогового собеседования

Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:

- получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат ("незачет");

- не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

- не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

13. Проведение повторной проверки итогового собеседования

13.1. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата ("незачет") за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной Министерством.

13.2. Заявление о повторной проверке аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования участники итогового собеседования подают на имя руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования в течение двух рабочих дней после ознакомления с результатами итогового собеседования.

13.3. Распорядительным актом органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, определяется комиссия для повторной проверки аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования и сроки предоставления протокола с результатами для направления в образовательную организацию или место регистрации.

14. Срок действия результатов итогового собеседования

14.1. Результаты итогового собеседования как допуск к ГИА действительны бессрочно.

15. Перепроверка отдельных аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования                                    

15.1. В целях обеспечения объективного оценивания при проверке итогового собеседования по решению министерства и (или) по запросу Рособрнадзора, организуется перепроверка отдельных аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования по итогам итогового собеседования.

15.2. Перепроверка отдельных аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования осуществляется экспертами комиссии, организованной на региональном уровне, в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.

15.3. Организационное и технологическое обеспечение перепроверки устных ответов участников итогового собеседования осуществляет РЦОИ. Обработка бланков итогового собеседования осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

15.4. По итогам перепроверки аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования обучающихся председатель государственной экзаменационной комиссии принимает решение о сохранении результатов или об изменении результатов итогового собеседования согласно протоколам перепроверки аудиозаписей обучающихся.

15.5. Руководители образовательных организаций обеспечивают информирование обучающихся, их родителей (законных представителей) о результатах перепроверки аудиозаписей устных ответов участников итогового собеседования.

Начальник отдела

итоговой аттестации и

оценки качества образования                                                     Е.Ю. Кошельникова

 


[1]СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный № 22637), от 25 декабря 2013 г. № 72 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный № 31751), от 24 ноября 2015 г. № 81 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г., регистрационный № 40154).

                                  

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen