Служба медиации
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Служба медиации

Служба медиации в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный создана в 2017 году ( приказ № 135-осн. от 30.08.2017 года)                                                                                                                                                                                                                  

 Положение о школьной службе медиации рассмотрено на педагогическом совете № 6 от 30.10.2020 года ( утверждено приказом № 186-осн.от 30.10.2020 года)

 

В рамках просветительской работы проведено 6 мероприятий, освещающих вопросы разрешаемые школьными службами медиации: тематические родительские собрания 1-11 классах « Примирительные практики в школе», заседание педагогического совета (протокол № 12 от 27.05.2022 г.) «Отчет о профилактической работе в рамках деятельности службы Медиации по итогам учебного года», рассмотрение вопросов деятельности службы на заседаниях предметных кафедр школы (ежеквартально).

 

 

Информация о деятельности школьной службы медиации 

 

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений, а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, проходят специальное психологическое обучение.

Концепция Службы примирения базируется на трех основных положениях:

1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП).

Задачи:

- организовать деятельность ШСП (подготовить нормативную документацию и мотивация подростков для работы в Службе);

- обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

- реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.

Для работы в Службе примирения приглашаются подростки 7 – 10 классов. Причем, акцент на учебной успешности или наличии лидерских качеств учащихся не ставился.

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином. Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.

Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Основоположником и главным «двигателем» восстановительного правосудия в России является МОО ОЦ «Судебно-правовая реформа» и ее президент Рустем Максудов. Он и Антон Коновалов стоят у истоков развития ШСП в Москве, Самаре, Волгограде, Перми, Дагестане и других территориях РФ.

Цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.

-акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя.

-выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.

-восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Как и в любой организации, Школьная Служба примирения придерживается в своей деятельности определенных принципов. К ним относятся следующие:

- добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

- конфиденциальность;

- нейтральность;

- активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подготовка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.

Иногда, для некоторых детей младшего звена, медиаторы Службы примирения становятся значимыми старшими (особенно для тех, где эмоциональные связи между членами семьи нарушены), к которым дети начинают обращаться с другими своими проблемами, или приводят друзей со схожими трудностями. Есть случаи, когда побывавший на встрече с медиаторами ребенок учит одноклассников, как нужно вести себя в конкретной ситуации. Налицо реализация метода «каждый учит каждого».

Основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации до самой примирительной встречи сторон иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Это очень трудоемкий процесс. Требующий огромного терпения и настойчивости. В восстановительном правосудии нет «легких» случаев. Так как, зачастую банальная драка при проведении работы, вскрывает несколько застоявшихся или длящихся по времени конфликтов. Иногда в конфликт втянуты третьи участники или имеется, так называемый, «вложенный» конфликт. При проведении медиации нужно быть готовым к тому, что будут «неудачи». Зачастую это связано с отказом одной из сторон в участии в разрешении конфликта

Изначально куратором и организатором ШСП представляется социальный педагог. Но социальный педагог в школе - это организатор и главное действующее звено административно карательного инструмента. Поэтому зачастую у детей складывается образ социального педагога как лицо исполняющего функцию «наказать», то есть вызвать родителей, направить на совет профилактики или на рассмотрение на КДН. Поэтому на стадии становления необходим тесный контакт с психологом школы. Ни кто кроме психолога не сможет помочь подросткам - медиаторам избавиться от собственных проблем и подготовить их к грамотному урегулированию конфликтных ситуаций и ведению примирительных встреч.

Работа учащихся в ШСП позволяет выявить у подростков заметные изменения на личностном уровне:

- у участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации, проявляли понимание и уважение, передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

- для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить во время работы сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.

- перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСП и диалогу, построенному на взаимоуважении.

Ожидаемые результаты деятельности ШСП:

- воспитание установок толерантного сознания;

- снижение конфликтности, криминализации школьной среды и профилактика девиантного поведения;

- формирование и налаживание работы команды ученического самоуправления из числа учащихся 7 – 10 классов, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в образовательной среде;

- утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;

- обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

- трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников;

- организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми структурами.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

В процессе обучения в образовательном учреждении каждый обучающийся или взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты, в которых становился обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Школьная жизнь - это сложный процесс, включающий в себя различные пласты взаимодействия большого количества людей, в ходе которого возникает большое количество конфликтных ситуаций.

Конфликты между детьми, родителями, учителями в образовательном учреждении по своему характеру очень разнообразны: прогулы учащихся, частые опоздания на уроки, хулиганства, кражи, драки, порча личного имущества, а также ссоры между учениками, конфликты «учитель-ученик», наличие «изгоев» в классе и др. У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения конфликтных ситуаций, которые не всегда результативны и конструктивны. В школах в профилактике конфликтных ситуаций зачастую используют попустительский или карательный способ реагирования на них. Традиционный способ разрешения конфликтов характеризуется тем, что у провинившегося формируется ответственность перед самой школой, а не перед потерпевшим. Кроме того, разбирательство проступка носит характер клеймения провинившегося и они понимают, что за данным проступком обязательно последует неотвратимость наказания. Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов.

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Движение восстановительного правосудия возникло в Канаде в середине 70-х годов. Основная цель правосудия - восстановление, понимаемое не формально-юридически как восстановление нарушенного правопорядка, установленного государством, но и в широких социально-антропологических рамках - как исцеление жертвы, реальное возмещение ей причиненного вреда, искупление вины обидчика, взятие им на себя ответственности, восстановление нарушенных отношений в социальной общности. Восстановительное правосудие является базируется на примирении, а не наказании.

Понятие «восстановительный подход» впервые выступило как альтернатива карательному подходу в условиях образовательного учреждения. Это эффективный способ разрешения конфликтных и криминальных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора. Восстановительные технологии позволяют разрешать конфликтные ситуации путем создания условий для диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего программы).

Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Цель восстановительного реагирования на конфликты и преступления состоит в восстановлении способности к пониманию и осуществлению восстановительных действий сторон по отношению друг к другу.

Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

Ø  передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;

Ø  акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя;

Ø  выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;

Ø  восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования, это и эффективная методика разрешения споров, возникающих на разных уровнях большого коллектива. «Медиация» – это одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора. Он помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

 


Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Ø  Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Ø  Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Ø  Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подстройка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Ø  Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.

В школьной практике медиаторами являются специалисты учреждений (педагог-психолог, социальный педагог), педагоги и сами учащиеся, которые прошли обучение по оказанию помощи в разрешении конфликтных ситуаций. Навыку конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать - можно обучить. И чем раньше начнется это обучение - тем лучше. С этой целью в России с 1990 годов в образовательных учреждениях появились школьные службы примирения, которые осуществляют работу по разрешению конфликтных ситуаций.

Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы. Глобальная задача службы - сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

На базе МБОУ лицей г. Арзамаса существует уже два года. В качестве основного метода своей работы школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Работа школьной службы примирения построена на следующих принципах: добровольность участия в деятельности службы; внимание к потребностям всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, администрации и т. д.); создание авторитета службы; учет групповых процессов в группах обучающихся; наличие подготовки по конфликтологии, медиации участников службы примирения.

Для работы в Службе примирения были приглашены подростки старших классов, с которыми было проведено специальное обучение медиаторами (педагог-психолог, социальный педагог). Данными учащимися, на первом этапе, проведено диагностическое исследование в классах совместно с педагогом-психологом по выявлению конфликтных ситуаций среди учащихся школы, причин их возникновения. Полученные данные были обработаны и проанализированы. По результатам анкетирования, учащиеся школы отметили, что чаще всего возникают конфликтные ситуации со своими друзьями (48%) и одноклассниками (35%). На второй позиции, учащиеся отметили конфликты со знакомыми своих друзей (28%) и конфликты в семьях с родителями и родственниками (29%). На третьей позиции, учащиеся отметили конфликты с педагогическим коллективом (10%).

Результаты диагностических исследований, дали возможность разработать основные направления работы школьной службы примирения с разными категориями: одноклассниками, родителями и педагогами. В связи с этим, в работе службы используются такие методики и программы примирения, как медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.

Для выявления наиболее значимых для детей вопросов взаимодействия с окружающими и выработки правил общения использовался метод "кругов примирения", когда учащихся в классе рассаживались в круг и каждому давали высказаться. При использовании этой методики в детском коллективе необходимо было сначала приучить детей к данной форме работы и к ее правилам, начав с разговора на нейтральную тему, например: "Что интересного произошло с тобой на прошлой неделе?". В ходе систематической работы с учащимися классов, где были выявлены проблемы, были обсуждены шесть различных тем. Итогами работы в "круге примирения" по конфликтным ситуациям явилось то, что учащиеся смогли прояснить позиции разных конфликтующих сторон, понять причины своих поступков и поступков других людей, признали своей вины и извинения.

Для решения затяжных конфликтов между детьми и их родителями использовалась методика "семейных кругов", на которых решаются следующие задачи:

Ø  достижение общего понимания того, что произошло и происходит;

Ø  возможность для родителей в спокойной обстановке услышать понимание проблемной ситуации их ребенком и оценить эффективность применяемых методов;

Ø  возможность для детей понять эмоциональное состояние родителей;

Ø  осознание возможных путей изменения ситуации через выработку правил и нахождение компромисса.

В "семейных кругах" участвовали только непосредственно вовлеченные в конфликт (например, мать и дочь) и посредник (медиатор). Посредник, проясняя ситуацию, задал вопросы каждой из сторон: ("Когда испортились отношения с мамой (дочерью)? С чего все началось? Что ты чувствуешь, когда мама начинает тебя ругать? Почему вас беспокоят поздние приходы дочери домой? Почему у вас сложилось впечатление, что она общается с не очень хорошими ребятами?" и т. д.) В конце посредник предлагает сторонам изложить свое видение путей изменения ситуации.

Реализуемые школьной службой программы примирения направлены на преодоление враждебности между сторонами, так и на активное участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.

И, в заключении, необходимо отметить, что опыт работы школьной службы примирения с использованием восстановительных технологий имеет значительные результаты. Явными показателями положительных результатов проделанной работы является то, что дети в целом стали более ответственными и культурными в правовом отношении, менее враждебными и напряженными, стали использовать мирные процедуры для разрешения конфликтов, демонстрировать неравнодушие к собственному будущему, наличие перспективных планов на него и попытки их реально осуществить.

При разрешении конфликтной ситуации посредством медиации ответственность за ее разрешение предоставляется сторонам. В результате обучающиеся учатся сами, опираясь на помощь и поддержку взрослых (медиатора и, возможно, присутствующих на встрече людей из их ближайшего окружения), находить конструктивное решение, заглаживать причиненный их поступками вред, восстанавливать нарушенные отношения и связи.

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen