Программа развития
школьного музея
«История посёлка Многовершинного»
на 2017-2022 годы
Принята «Утверждено»
на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ
совета №1 р.п. Многовершинный
«30 » августа 2017 года И.А. Павлюкова
___________________
Приказ № 180-осн
«30» августа 2017 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края
Программа развития
школьного музея
«История посёлка Многовершинного»
на 2017--2022 годы
ом-музей |
2017-2018 учебный год
Содержание:
Пояснительная записка стр 3
Цели и задачи Программы стр 5
Механизм реализации Программы стр 5
Этапы реализации Программы стр 5
Мероприятия по реализации Программы развития
школьного музея «История поселка Многовершинного» стр 7
Ожидаемые результаты реализации Программы развития стр 10
Пояснительная записка
Школьный музей «История поселка Многовершинного» в МКОУ СОШ р.п. Многовершинный функционирует с 2001 года. Экспозиция музея посвящена истории открытия в Николаевском районе Хабаровского края золоторудного месторождения в 1959 г.
Начинался школьный музей как музейная комната, в 2011 в связи с оборудованием отдельного помещения, была открыта постоянная музейная экспозиция. Основной фонд музея на 2013-2014 учебный год составляет 126 музейных предметов, вспомогательный фонд музея составляет 281 экземпляр.
Основные фонды музея: 126 музейных предметов- (коллекция наградных спортивных кубков, гербов, баннеров, плакатов (26 шт), коллекция фоторамок грамот и дипломов( 47 шт.), отражающих достижения школы и учащихся, тематические, постоянно действующими экспозиции (7шт.), раскрывающие историю поселка, коллекция горных пород (образцы № 1 - 46) Многовершинного золоторудного месторождения (образцы, характеризующие Многовершинное золоторудное месторождение, отражающие особенности строения минералов, в т.ч.образцы различных кристаллов кварца (горный хрусталь, морион), кристаллы пирита, халькопирита, образцы с видимым содержанием золота.
Вспомогательный фонд представлен 281предметом, включающим планшеты, на которых фотографии отражают историю поселка Многовершинного (музейные предметы № 1-52), изменения, происходящие за последние десятилетия, панорамы поселка, альбомы геологов («Орденоносцы»), старожилов поселка («Люди и судьбы Многовершинного», музейные предметы № 1-33), выпускников школы, учителей, коллекцию наградных спортивных кубков, коллекцией грамот и дипломов, отражающих достижения школы и учащихся (музейные предметы № 1-170), рисунки учащихся (музейные предметы № 1-26).
Деятельность школьного музея «История посёлка Многовершинного» основывается на основных направлениях:
- поиск, сбор и накопление материала по профилю музея;
- исследовательская деятельность школьников по краеведению;
- экскурсионная работа;
- выставочная работа;
- содействие в использовании музея в образовательной деятельности;
- массовая работа со школьниками и населением.
Поисковая деятельность учащихся заключается в поиске материала, сборе информации, разработке исследовательских работ по краеведению.
Активисты музея с интересом занимаются исследовательской работой, с результатами которой успешно выступают на районных конференциях, становятся участниками заочных краевых конкурсов исследовательских работ. В2015 году Новоселов Егор ,ученик 10 класса, принял участие в краевом конкурсе исследовательских работ, проыводимом Пожарной службой Хабаровского края, работа « Будни огнеборцев ПЧ- 65 р.п. Многвоершинный» на краевом уровне отмечена дипломом 2 степени. В 2016 году краеведческое направление деятельности музея представляли на районной конференции школьников ученики 11 класса Бородай Кристина с работой на тему « Первооткрыватели Многовершинного месторождения», Тимофеев Сергей Максимович «История перелета С. Шестакова» (2 место). В
В школьном музее постоянно проходят тематические выставки, проводятся экскурсии проводятся экскурсии. Всего разработано 8 тематических экскурсий. Ежегодно проводится около 30 экскурсий, количество посетителей достигает до 360 человек и выше в год.
В настоящее время школьный музей – центр патриотического воспитания учащихся и молодежи. На базе музея проводятся и учебные занятия, и внеклассные мероприятия, музейные уроки, экскурсии для учащихся, тематические выставки, массовые мероприятия.
Становится очевидным необходимость дальнейшего развития музея, совершенствование форм и методов работы, расширение поля деятельности, вовлечения в музейную деятельность большего количества учащихся, привлечение молодежи р.п. Многовершинного к участию в мероприятиях музея, активизация взаимодействия между музеем школы и поселковой библиотекой по планированию краеведческого направления деятельности.
Организация деятельности музея строится на основе законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
-Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”;
-Положение о краевом смотре-конкурсе музеев образовательных учреждений, посвященном 75-летию образования Хабаровского края;
-Положении о проведении краеведческих конкурсов и т.д.;
Программа развития музея также разработана в соответствии с нормативными документами:
-«Закон РФ ОБ образовании";
-Федеральный закон о дополнительном образовании;
-Законом РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования
на 2011 - 2015 годы
(утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
Цель и задачи программы
Цель программы – расширение круга деятельности школьного музея «История посёлка Многовершинного»
Задачи:
1) создание новых проектов, связанных с историко-краеведческим профилем школьного музея;
2) внедрение в практику деятельности музея основ музейной педагогики;
3) методическое обеспечение реализации системы патриотического воспитания;
4) координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей р.п. Многовершинный в патриотическом воспитании детей.
Механизм реализации Программы
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет музея. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Этапы реализации Программы
Подготовительный этап (2017-2018учебный год )
Предполагает организацию деятельности с целью разработки перспектив развития школьного музея «История поселка Многовершинный»
Основной задачей данного этапа является создание условий для успешной реализации программы. Он включает в себя: обсуждение в администрации школы и с общественностью р.п. Многовершинный, с педагогами, активно использующими потенциал музея в образовательном процессе, способов развития деятельности школьного музея «История поселка Многовершинного», сбор идей и предложений; написание программы; обсуждение и утверждение её на Совете музея, решение организационных вопросов.
Основной этап (2018-2021гг.)
Реализация основных направлений деятельности школьного музея МБОУ СОШ р.п. Многовершинный «История посёлка Многовершинного»
Он предусматривает следующие основные направления работы:
- Просветительское;
- Организационно-массовое;
-Патриотическое;
- Исследовательское;
- Совершенствование научно-методической работы.
Обобщающий этап (2011-2012учебный год )
Потребует анализа деятельности по реализации программы, подведения итогов и постановки новых задач.
Мероприятия по реализации Программы развития школьного музея «История посёлка Многовершинного»
№ |
Мероприятия |
Период исполнения |
Ответственные |
1. |
Проведение заседаний Совета музея по реализации Программы. |
Сентябрь ежегодно |
Кияницына Н.М. Руководитель музея |
2. |
Заседание Совета музея и Актива музея по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий. |
1 раз в полугодие 2017-2022 |
Кияницына Н.М. Совет музея |
3. |
Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на реализацию Программы. |
Октябрь ежегодно |
Кияницына Н.М. |
4. |
Продолжение поиска и сбора материалов по профилю музея. |
2017-2022 |
Кияницына Н.М. Руководитель музея |
5. |
Разработка проекта взаимодействия общественных структур р.п. Многовершинный (библиотеки поселка) |
Сентябрь ежегодно |
Администрация школы Библиотекари поселковой библиотеки |
6. |
Организация исследовательской деятельности учащихся: а) определение тем и направлений исследований; б) проведение учебных занятий по формированию исследовательской культуры школьников; в) ведение самостоятельной работы по изучению тем исследований. Г) обучение Актива музея из числа школьников приемам «музейной педагогики» |
2017-2022 ежегодно Согласно плана |
Кияницына Н.М. Учителя предметники Совет музея |
7. |
Участие в районных и краевых конкурсах исследовательских работ. |
2017-2022 Ежегодно |
Завуч по ВР Тимофеева М.А. |
8. |
Организация декад «Музей и дети» |
Ежегодно Март-апрель |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
9. |
Проведение традиционного осеннего туристско-краеведческого Туристического слета старшеклассников |
Сентябрь Ежегодно |
Завуч по ВР Учителя физкультуры |
10. |
Обучение активистов музея музейному делу по программе «Школьное музееведение» на основе музейной педагогики |
По программе |
Кияницына Н.М. Руководитель музея |
11. |
Участие в районном смотре-конкурсе на лучший школьный музей |
По отдельным положениям |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
12. |
Экскурсионная и выставочная работа: -Проведение тематических выставок; -Проведение тематических экскурсий; |
2013-2017 ежегодно |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
13. |
Организация Вахты памяти |
Осень-весна ежегодно |
Завуч по ВР Тимофеева М.А. Классные руководители |
14. |
Освещение деятельности музея на сайте МБОУ СОШ р.п. Многовершинный |
2017-2022 |
Тимофеева М.А Кияницына Н.М. Будкевич К.В. |
15. |
Активизация поисковой работы по краеведению «АО «Многовершинное». Перспективы развития горнорудного предприятия» |
2018-2019 учебный год |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
16 |
Активизация поисковой работы по краеведению «Выпускники школы - будущее России» |
2019-2020 учебный год |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
17 |
Активизация поисковой работы по краеведению «Трудный путь Многовершинного» |
2020-2021 |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
18. |
Активизация поисковой работы по краеведению «Моя малая Родина –Многовершинный» |
2016-2017 |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
19. |
Обновление материально-технической базы школьного музея |
2017-2022 |
Зам по АХР Шахова Е.В. |
20. |
Классные часы, музейные уроки беседы, лекции, праздники по гражданско-патриотическому воспитанию |
По планам классных руководителей Ежегодно 2017-2022 |
Классные руководители |
21. |
Освещение опыта работы школы и музея по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации поселка и района («Вестник Многовершинного», «Амурский лиман») |
2017-2022 |
завуч по ВР Тимофеева М.А. |
22. |
Активизация работы по обмену опытом со школьными музеями г.Николаевска-на-Амуре и района для разработки дальнейших перспектив Программы развития. |
2017-2022 |
Завуч по ВР Тимофеева М.А. |
23. |
Реализация Программы взаимодействия школьного музея «История посёлка Многовершинного» и поселковой библиотеки |
2017-2022 |
Руководитель музея Кияницына Н.М. |
24 |
Обобщение опыта работы за 2017-2022 годы по реализации Программы развития школьного музея «История поселка Многовершинного»», анализ постановка новых перспективных задач, разработка новой Программы развития школьного музея |
2021-2022 учебный год |
Совет музея Руководитель музея Кияницына Н.М. Зам по ВР Тимофеева М.А. |
Ожидаемые результаты реализации Программы развития:
1. Будут эффективно реализованы основные направления деятельности школьного музея МБОУ СОШ р.п. Многовершинный «История посёлка Многовершинного» (поиск, сбор и накопление материала по профилю музея, исследовательская деятельность школьников по краеведению, экскурсионная работа, выставочная работа,- содействие в использовании музея в образовательной деятельности - массовая работа со школьниками и населением);
2. Учащиеся школы, участники Актива музея, будут вовлечены в активную самостоятельную исследовательскую и поисковую деятельность по сбору, систематизации краеведческого материала, что будет способствовать развитию коммуникативных компетенций, творческого и интеллектуального потенциала каждого воспитанника;
3. Будут созданы благоприятные условия для дальнейшего сотрудничества с поселковой библиотекой для реализации новых исследовательских проектов по краеведению;
4. Будет созданы условия для усиления роли музейной педагогики в формировании гражданско-патриотического мировоззрения подрастающего поколения;
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ на 2017-2022 годы.doc | [ ] | 73 Кб |