Информация с сайта https://compedu.ru/publication/bulling-v-shkole.html
Телефон доверия 8 (800) 100-49-94. Кризисная линия доверия. Круглосуточно
Особенности и виды буллинга в школе
Подготовили педагоги-психологи МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево» Волкова А. С. |
2017 год
Слайд 1 «Добро пожаловать!»
Слайд 2
Особенности и виды буллинга в школе
Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, в котором обуючащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?
Слайд 3
Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. Тем не менее, реальное изучение буллинга началось лишь в конце 20 века.В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Слайд 4
Главные компоненты буллинга:
Слайд 5
Существуют следующие виды буллинга:
1. Физическийшкольный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллингаявляетсясексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
2. Психологический школьный буллинг–насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Слайд 6
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
Слайд 7
В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Слайд 8
Типичные черты обучающихся, склонные становиться "агрессорами" буллинга:
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.
Слайд 9
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
Слайд 10
Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.
В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.
Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
Слайд 11
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
Слайд 12
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.
Слайд 13
Признаки буллинга:
Слайд 14
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Слайд 15
В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
Слайд 16
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Слайд 17 Форма заявления о подозрении на буллинг
Директору ОУ ___________
от _______ (Ф.И.О., должность, место работы)
ЗАЯВЛЕНИЕ
«___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)
признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,
его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами
(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены
действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,
являются (указать конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
«___» __________20_года
____________________________________
Слайд 16 Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения
На имя директора
от (ФИО ребёнка)
класс
Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от
действий (имя обидчика), описание случившегося.
Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния
пострадавшего.
Число, подпись
Слайд 19 Объяснительная для ребенка-агрессора
На имя директора
от (ФИО ребенка)
класс
Объяснительная
Я ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.
Число, подпись
Слайд 20 «Спасибо за внимание!»
Чтобы не быть голословными, опробуем несколько упражнений, которые можно использовать с детьми.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого… (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим.
Упражнение «Шутливое письмо»
Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.
Инструкция педагога-психолога:«Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преумножить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом».
По окончании желающие могут прочитать свои письма вслух. Завершается упражнение игрой в «снежки»: участники комкают свои письма и кидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?
Что было при этом труднее всего?
Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?
Можете ли вы иногда смеяться над собой?
Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?
Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)
Упражнение «Поиграем в ситуации»
- Я предлагаю вам поделиться на микрогруппы и попробовать решить или избежать конфликтную ситуацию. Сейчас потренируемся с вами.
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность.
Приложение к игре «Поиграем в ситуации»
http://azps.ru/tests/3/rozen.files/image010.jpg" >
http://azps.ru/tests/3/rozen.files/image018.jpg" >
http://azps.ru/tests/3/rozen.files/image024.jpg" >
http://psylab.info/images/1/18/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%B3_12_%28%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%29.png" >
Особенности и виды буллинга в школе
Подготовили педагоги-психологи МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево» Волкова А. С. |
2017 год
Слайд 1 «Добро пожаловать!»
Слайд 2
Особенности и виды буллинга в школе
Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим и преходящим: боль и унижение часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой. Что же это за явление, в котором обуючащегося называли раньше "белой вороной", "козлом отпущения", а теперь жертвами буллинга?
Слайд 3
Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
О травле в образовательных, закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах, включая Россию. Тем не менее, реальное изучение буллинга началось лишь в конце 20 века.В современном мире школьный буллинг рассматривается как серьезная социально-педагогическая проблема, которую нужно признать и принимать меры по профилактике. Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Слайд 4
Главные компоненты буллинга:
Слайд 5
Существуют следующие виды буллинга:
1. Физическийшкольный буллинг– применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физическогобуллингаявляетсясексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
2. Психологический школьный буллинг–насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.
Слайд 6
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
Слайд 7
В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор"– человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва"– человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Слайд 8
Типичные черты обучающихся, склонные становиться "агрессорами" буллинга:
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.
Слайд 9
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
Слайд 10
Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.
В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.
Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
Слайд 11
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
Слайд 12
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
По результатам исследования норвежского психолога Дана Ольвеуса, у ребенка-жертвы могут возникнуть проблемы во взаимодействии с окружающими, причем эти трудности могут проявиться и в юности, и в молодости, и даже в зрелом возрасте. Большинство обидчиков часто не достигают высокой степени реализации своих способностей, так как привыкают самоутверждаться за счет других, а не в результате собственных усилий. Даже психика сторонних наблюдателей подвергается изменению – у них может развиваться позиция невмешательства и игнорирования чужого страдания.
Слайд 13
Признаки буллинга:
Слайд 14
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
Слайд 15
В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
Слайд 16
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Слайд 17 Форма заявления о подозрении на буллинг
Директору ОУ ___________
от _______ (Ф.И.О., должность, место работы)
ЗАЯВЛЕНИЕ
«___» __________20_года в____ часов ____ минут были обнаружены (указать кем)
признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего,
его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами
(либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены
действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг,
являются (указать конкретные признаки).
Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.
«___» __________20_года
____________________________________
Слайд 16 Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения
На имя директора
от (ФИО ребёнка)
класс
Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от
действий (имя обидчика), описание случившегося.
Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния
пострадавшего.
Число, подпись
Слайд 19 Объяснительная для ребенка-агрессора
На имя директора
от (ФИО ребенка)
класс
Объяснительная
Я ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.
Число, подпись
Слайд 20 «Спасибо за внимание!»
Чтобы не быть голословными, опробуем несколько упражнений, которые можно использовать с детьми.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Выбирается водящий, он встает в центр. Все остальные сидят в кругу на стульях, для водящего стула нет. Водящий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто или у кого… (кто любит гулять, кто сегодня не завтракал, у кого есть часы и т.д.)». Обладающие этим признаком должны встать и быстро пересесть на другое место (соседний стул занимать нельзя), водящий тоже спешит занять освободившийся стул. Тот, кто не успел пересесть, становиться водящим.
Упражнение «Шутливое письмо»
Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.
Инструкция педагога-психолога:«Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преумножить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом».
По окончании желающие могут прочитать свои письма вслух. Завершается упражнение игрой в «снежки»: участники комкают свои письма и кидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?
Что было при этом труднее всего?
Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?
Можете ли вы иногда смеяться над собой?
Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?
Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)
Упражнение «Поиграем в ситуации»
- Я предлагаю вам поделиться на микрогруппы и попробовать решить или избежать конфликтную ситуацию. Сейчас потренируемся с вами.
- Обыграйте ситуацию, что бы произошел конфликт. (Дети предлагают вариант)
- обыграйте ситуацию, что бы выйти из конфликта, проявить коммуникабельность.
Приложение к игре «Поиграем в ситуации»
http://azps.ru/tests/3/rozen.files/image010.jpg" >
http://azps.ru/tests/3/rozen.files/image01 8.jpg" >
http://azps.ru/tests/3/rozen.files/image024.jpg" >
http://psylab.info/images/1/18/%D0%A0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%B3_12_%28%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%29.png" >