С началом нового учебного года резко возросло количество жалоб и других обращений граждан – родителей обучающихся в министерство образования и науки Хабаровского края, а также обращений из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан, Интернет-приемной Правительства Хабаровского края, прокуратуры Хабаровского края и других органов по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях, расположенных на территории Хабаровского края (далее – образовательные организации).
Такая ситуация не нова, она ежегодно повторяется осенью – с началом очередного учебного года, и весной – по окончании учебного года, с началом подготовки образовательных организаций к новому учебному году.
В целях реализации мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в образовательных организациях, министерством образования и науки края организована постоянно действующая «горячая линия» по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях.
За время работы «горячей линии» на нее поступило более ста семидесяти обращений от родителей (законных представителей) обучающихся с жалобами на так называемые «поборы» со стороны администраций образовательных организаций и родительских комитетов (2015 год – 49 обращений, 2016 год – 56 обращений, 2017 год – 36 обращений, за истекший период 2018 года – 30 обращений).
Как показали результаты горячей линии, чаще всего денежные средства собирались на различные нужды класса/школы или в фонд класса/школы (61% обращений), на охрану школы (13% обращений) и ее ремонт (15% обращений), на покупку учебников и рабочих тетрадей (12%).
Граждане жаловались на проявление нетерпимости, преследования и угрозы, моральное давление со стороны дирекции школ, представителей родительского комитета и учителей на детей и родителей, которые не участвовали в добровольном финансировании школьных нужд. Родители (законные представители детей) также выражали недовольство неофициальным характером оформления таких сборов.
В целях недопущения нарушений прав граждан и действующего законодательства министерством образования и науки края была подготовлена и размещена на официальном сайте министерства в сети Интернет в разделе «Документы» информация о правомерном поведении всех участников образовательного процесса в данной сфере общественных отношений («О незаконных сборах денежных средств в образовательных организациях»). В этом же разделе размещено письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. № ВК-2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств», письмо министерства образования и науки края от 23 сентября 2013 № 02.1-13-8945 «О мерах по недопущению незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся в общеобразовательных учреждениях» и памятка для родителей. Такая информация была направлена в органы местного самоуправления края, осуществляющие управление в сфере образования.
Вместе с тем, в настоящее время считаем возможным рекомендовать органам местного самоуправления края, осуществляющим управление в сфере образования, администрациям общеобразовательных организаций, родительским комитетам (советам), учителям исключить случаи незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся, а также отказаться от практики привлечения добровольных пожертвований, в том числе на нужды, не связанные с обучением.
1. По итогам работы горячей линии больше всего жалоб на незаконные поборы были связаны с вынужденной оплатой гражданами различных нужд школы/класса или отчислениями в фонд школы/класса (61% от всех поступивших обращений).
К вышеуказанным сборам родители относили в том числе сборы на уборку класса, на покупку воды для кулера, мебели для класса/школы, канцелярских товаров, на подарки учителям/школе, покупку различной техники для школы (компьютеров, проекторов, принтеров и картриджей к ним и т.п.).
Как правило, сборы на покупку бумаги, канцелярских товаров, картриджей, озеленение класса/школы, уборку помещений, подарки учителям/школе/детям носили фиксированный характер.
Сборы на остальные нужды осуществлялись по мере необходимости (на покупку мебели, техники, и др.) и зачастую их размеры были достаточно внушительными.
В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. К средствам обучения и воспитания в соответствии с нормами статьи 2 Закона об образовании относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. В соответствии с ФГОС общего образования материально-технические условия реализации основных образовательных программ общего образования предусматривают обязательное соблюдение образовательными организациями санитарно-эпидемиологических требований, требований к санитарно-бытовым и социально-бытовым условиям осуществления образовательной деятельности.
Принуждение родителей учеников к финансированию расходов на покупку мебели, техники, на уборку школьных помещений и других подобных расходов является незаконным.
В соответствии с нормами статьи 35 Закона об образовании из бюджета оплачиваются средства обучения (а также учебные пособия и учебно-методические материалы), предоставляемые обучающимся на время получения образования. Канцелярские товары (а также рабочие тетради) как расходные материалы учебного процесса не могут быть возвращены по окончании процесса обучения, и, соответственно, не оплачиваются в обязательном порядке за счет бюджетных средств.
По итогам горячей линии 7% обращений граждан связаны со школьными поборами на подарки учителям/руководству школы.
Согласно положениям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
Таким образом, подарки учителю/директору школы со стороны родителей обучающихся законны, если их стоимость не превышает 3 тысяч рублей
2. 13% обращений поступили на «горячую линию» по вопросам сбора денежных средств на охрану школ, а 15% – на их ремонт.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы на школьную охрану должны финансироваться органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, которые принимают участие в профилактике терроризма и экстремизма, и минимизации (ликвидации) последствий их проявлений в границах поселения. Согласно положениям пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, а обеспечение безопасности обучающихся во время их пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, возложено на образовательные организации (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).
Исходя из изложенного, принудительный сбор средств школьной администрацией/родительскими советами на охрану школ, содержание имущества школ и обустройство прилегающих к ним территорий является незаконным.
3. Как показали результаты горячей линии, 12% жалоб граждан было связано с вынужденными тратами на школьные учебники и на рабочие тетради. Последние, по мнению многих родителей, должны оплачиваться по закону государством.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона об образовании обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных средств в пределах ФГОС, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы. Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.
Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 г.
№ 740/14-12).
Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, а также являться предметом обеспечения за счет бюджетных средств и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.
Суды судебной системы Российской Федерации в этом вопросе также выступают не на стороне родителей, ссылаясь на нормы указанного ГОСТ и СанПиН. На основании них судебные коллегии делают вывод о том, что рабочие тетради не являются составной частью учебников, не дополняют и не заменяют их, используются только для индивидуальной самостоятельной работы и не могут быть возвращены в школьную библиотеку по окончании обучения, а значит, должны самостоятельно оплачиваться родителями школьников.
Органами местного самоуправления края, осуществляющими управление в сфере образования, руководящим и педагогическим составом образовательных организаций должны быть приняты всеобъемлющие меры, направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства при организации функционирования образовательных организаций, обеспечении образовательного процесса и оказании образовательными организациями образовательных услуг.