Новые требования к рабочим программам
Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения. Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью. Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.
Изменения:
Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:
В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты: результаты освоения курса внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование.
Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы.
Структура рабочей программы:
В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить школьную документацию. Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методической документации.
Она включает в себя:
1. Титульный лист
На нем указывается:
полное наименование учебного заведения;
2. Пояснительную записку
Она должна содержать:
3. Сетку календарно-тематического планирования.
Таблица должна состоять:
Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах нового учебного года можно указывать результаты на весь блок. Обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии….
Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.
в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.
Составление программы:
Рабочая программа создается на основании:
При составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.
Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую. Особенности рабочей программы Рабочая программа учителя — это авторский документ.
Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.
Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.