Социально-психологическое тестирование школьников 2022

Социально-психологическое тестирование школьников 2022

СПТ 1

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (СПТ).

1. Тестирование обучающихся образовательных организаций проводится в режиме онлайн с использованием электронного ресурса http://spt.one

2. Прохождение Тестирования обучающихся образовательных организаций проводится в онлайн режиме.

СПТ 2

 

Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель. При этом большинство подростков совершают «первую пробу» из «любопытства» и/или «за компанию», «для того, чтобы испытать новые ощущения», а также потому, что это «модно» и они не хотят «отличаться от сверстников». Современный подход к профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – НС и ПВ) предполагает отказ от стигматизации несовершеннолетних, имеющих склонность к зависимому поведению. Вместо понятия «группы риска» специалисты в сфере профилактики все больше говорят о такой личностной характеристике как «психологическая устойчивость», что соответствует гуманистическому отношению к человеческим проблемам. Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность, сопротивляемость. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Одной из основных причин снижения психологической устойчивости несовершеннолетних к употреблению ПС и НС являются дисфункциональные семьи, в которых они воспитываются. Отсутствие эмоциональной безопасности и поддержки со стороны взрослых, ощущение собственной ненужности, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, нарушение личных психологических границ ребенка – все это лишь неполный перечень условий, препятствующих полноценному развитию ребенка и его способности противостоять трудным жизненным ситуациям. Традиционно выделяют три направления профилактической работы – первичную, вторичную, третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ. Эта работа преимущественно социальная, массовая и ориентирована на общую популяцию детей, подростков и молодежи. Включает в себя комплекс мер по предупреждению начала употребления ПАВ лицами, ранее их не употреблявшими. Целью первичной профилактики является сокращение числа лиц, у которых может возникнуть зависимость и способствовать формированию способности сохранить, либо укрепить собственное здоровье. Вторичная профилактика является избирательной и ориентирована на лиц, у которых отмечены эпизоды употребления ПАВ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в еѐ начальной стадии. Цель вторичной профилактики: выявление лиц, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающих признаков формирования зависимости как болезни. Третичная профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на больных, зависимых от ПАВ. Третичная профилактика направлена на предотвращение рецидивов патологической зависимости, способствует восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ. Первичная профилактика является приоритетным направлением деятельности в образовательной среде на основе социальных, педагогических и психологических технологий.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся, а также формирование и развитие ценностных ориентиров направленных на сохранение духовного и физического здоровья, социального благополучия. 4 Направления деятельности образовательных организаций, реализующие социальные технологии:  информационно-просветительское направление (разработка и распространение буклетов и листовок, посвященных проблеме профилактики, социальных плакатов для информационной поддержки профилактической работы и формирования мотивации к здоровому образу жизни, размещение на сайтах образовательных организаций ссылки на профилирующие Интернет- ресурсы и т.д.);  социально-поддерживающее направление (совместная деятельность с организациями и учреждениями, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ, детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);  организационно-досуговое направление (совместная деятельность с учреждениями и организациями, обеспечивающими вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивную деятельность, общественные движения и т.д.).

Педагогические технологии профилактики используются с учетом индивидуальновозрастных особенностей обучающихся и направлены:  на развитие и укрепление факторов защиты (социальная активность, самоконтроль поведения, самоэффективность и др.),  на формирование негативного отношения к употреблению ПАВ,  на гармонизацию отношений несовершеннолетних с родителями и законными представителями,  на развитие коммуникативных навыков во взаимоотношениях со сверстниками,  на развитие устойчивой жизненной позиции в условиях прогрессирующего роста распространения наркомании,  на выработку умения сказать "нет" сверстнику, взрослому человеку;  на развитие уверенного поведения. При проведении профилактической работы следует учитывать степень вовлеченности участников по так называемой «пирамиде познания» (см. Рис. 1). Наибольшая эффективность проводимых мероприятий определяется степенью активности самих участников, их исследовательской позицией и заинтересованностью. Таким образом, целью профилактической деятельности является развитие психологических и личностных качеств обучающихся, препятствующих формированию зависимости от ПАВ, формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни, создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации обучающихся, имеющих сниженную психологическую устойчивость. Психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса. 

 

Видами консультирования являются: индивидуальное, семейное, групповое консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ, мотивационное консультирование, консультирование при выявленных проблемах зависимости, групповой профилактический и/или психокоррекционный тренинг. Одной из технологий первичной профилактики является проведение социальнопсихологического тестирования обучающихся в образовательных организациях, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – Тестирование).

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психоактивных веществ (далее, соответственно – НС и ПВ) проводятся во всех образовательных организациях Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 07 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления НС и ПВ». В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя два этапа:  Социально-психологическое тестирование,  Профилактический медицинский осмотр. 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 1.1. Назначение и область применения. Социально-психологическое тестирование (далее – Тестирование) проводится в соответствии с приказом приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" (далее – приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59), приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 239 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в организациях высшего образования" (далее – приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 239). На основании поручения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35) Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России разработана и подготовлена к внедрению единая методика социальнопсихологического тестирования (далее – ЕМ СПТ).

В течение 2018/2019 учебного года проводилась апробация методики, более 300000 обучающихся приняли участие в апробации. Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. В основу методики положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения, обучающихся в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015 году и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». ЕМ СПТ является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуальнопсихологических различий. Результаты проводимой методики служат диагностическим компонентом воспитательной деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики СПТ, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики обучающиеся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение должны получать качественную поддержку психолога, включаться в индивидуальные или групповые профилактические программы. Цели СПТ:  выявление латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у 6 лиц подросткового и юношеского возраста;  оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых;  выявление повышенной и незначительной вероятности вовлечения в зависимое поведение;  активизация межведомственной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и профилактику социальных зависимостей в образовательных организациях Хабаровского края. Таким образом, цель СПТ – выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение. Тестирование позволяет реализовать следующие задачи:  привлечь внимание подростков, родителей (законных представителей) и педагогов к проблеме употребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – НС и ПВ) и формирования зависимого поведения в подростковой среде,  организовать системную работу с обучающимися в образовательной организации, направленную на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ,  выявить респондентов с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение для проведения дальнейшей групповой профилактической и коррекционной работы,  определить контингент обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры,  оценить эффективность профилактической работы образовательных организаций,  скорректировать основные направления и формы деятельности профилактической работы в образовательных организациях.

 

Целевая группа участников Тестирования: обучающиеся образовательных организаций с 13 до 19 лет включительно. Образовательные организации, участвующие в Тестировании: муниципальные общеобразовательные организации Хабаровского края; образовательные организации начального, среднего, высшего профессионального образования Хабаровского края.

 

Нормативно-правовое обеспечение Тестирования: 1. Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3 – ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 05 апреля 2016 года). 2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 59 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях ". 5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.02.2020 г. № 239 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования" 6. Федеральный закон от 07 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления НС и ПВ». Теоретико-методологическую основу методики составили научные работы, раскрывающие вопросы:  психического развития личности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.);  психопрофилактики и реабилитации лиц с аддиктивными расстройствами (В.В. Барцалкина, С.В. Березин, B.C. Битенский, Е.А. Брюн, Ю.В. Валентик, Н.Н. Иванец, Б.Д. 7 Карвасарский, Ц.П. Короленко, Е.А. Кошкина, К.С. Лисецкий, В.Д. Москаленко, Г.И. Петракова, Н.С. Сироты и В.М. Ялтонский, И.Н. Пятницкая и др.). Методика является опросником и состоит из набора утверждений. При разработке стимульного материала были использованы компилированные и модифицированные вопросы диагностического инструментария Г. Айзенка, Ч. Спилбергера, В.В. Бойко, С.Н. Ениколопова и Т.И. Медведевой, Н.С.Ефимова, О.А. Карабановой и П.В. Трояновской, Р.Л. Кричевского, Д.А. Леонтьева, Э.В. Леус и А.Г. Соловьева, Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсовой, А.Ш. Тхостова и Е.И. Рассказовой, Б.И. Хасана и Ю.А. Тюменевой, Л.П. Цветковой и др. 1.2. Перечень исследуемых показателей. 1.2.1. Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение. Качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:  Потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).  Подверженность влиянию группы – повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки.  Принятие асоциальных установок социума – согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.  Наркопотребление в социальном окружении – распространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих. Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения  Склонность к риску (опасности) – предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери.  Импульсивность – устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.  Тревожность – предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству.  Фрустрация (от лат. «frustration» – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. 1.2.2. Факторы защиты (протективные факторы) – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.  Принятие родителями – оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка.  Принятие одноклассниками – оценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.  Социальная активность – активная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия.  Самоконтроль поведения – сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами.  Самоэффективность (self-efficacy) – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат. 8 Термин введен А. Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории. 1.3. Принципы построения ЕМ СПТ: Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных. Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152- ФЗ «О персональных данных». Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся. Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально. Принцип развития. По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов. Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.

Методика представлена в трех формах: Форма «А-110» содержит 110 утверждений, для тестирования обучающихся 7 – 9 классов. Форма «В-140» содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся 10 – 11 классов. Форма «С-140» содержит 140 утверждений для тестирования студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

 

1.4. Преимущества ЕМ СПТ:

1) Смена фокуса с оценки обучающихся (и выделения их в «группы риска») к оценке рискогенности социально-психологических условий и психологической устойчивости подростка (соотношение факторов риска и факторов защиты).

2) Участники тестирования теперь имеют возможность познакомиться со своим результатом после прохождения теста. Обратная связь строится на обсуждении такой интегральной личностной характеристики как психологическая устойчивость в трудных жизненных ситуациях. Информацию о результатах проведенных тестирований участник может получить через педагога-психолога по дополнительному запросу. Во избежание конфликтных ситуаций в детскородительских отношениях, индивидуальная интерпретация теста носит преимущественно обобщенный характер – на основании полученных показателей тестируемого, без права передачи родителям/законным представителям несовершеннолетнего.3) Из обратной связи исключены количественные показатели во избежание сравнения результатов обследуемыми. Все формулировки носят исключительно качественный (несравнимый между собой) характер. В связи с нецелесообразностью предоставления интерпретаций индивидуальных результатов при массовом тестировании, обратная связь состоит из рекомендаций в форме краткого совета, описывающего возможный «вектор саморазвития».

4) Строгое соблюдение принципа конфиденциальности, что позволяет обеспечить безопасность персональных данных обучающихся, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006г №152-ФЗ. Все специалисты, имеющие доступ к информационным согласиям и другим документам по организации и проведению СПТ 9 подписывают обязательства о неразглашении конфиденциальной информации и несут юридическую ответственность за нарушение закона. 5) Индивидуальный подход (для каждого участника тестирования генерируются свой код), что поможет в дальнейшем отслеживать динамику развития психологической устойчивости конкретного обучающегося, а значит – и качество проводимой профилактической работы в ОО. 6) Введение понятия и шкалы «резистентность» для определения сопротивляемости участника прохождению СПТ. Ответы тестируемых будут проходить трехступенчатый алгоритм отбора (индикаторы недостоверности: социальная желательность ответов, заполнение не задумываясь, слишком высокая скорость заполнения, однообразие ответов), что позволит обеспечить максимальную достоверность получаемых данных. Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы.

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen