Модель допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников, реализуемая в 2018-2019 учебном году в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Модель допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников, реализуемая в 2018-2019 учебном году в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный

Краевой конкурс

на лучшую модель

допрофессиональной психолого-педагогической подготовки

школьников общеобразовательных организаций края

«Педагогический резерв: путь в профессию»

Номинация: Модель допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников в условиях реализации индивидуальных учебных планов

Участник: Муниципальное бюджетное учреждение

информационно-методический центр

г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

г. Николаевск-на-Амуре

2018


описание модели

допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников в условиях реализации индивидуальных учебных планов

Модель допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьниковв условиях реализации индивидуальных учебных планов (Приложение 1) разработана методической службой Николаевского муниципального района Хабаровского края с целью содействия развитию муниципальной системы непрерывного педагогического образования.

Задачи:

  1. Индивидуализация процесса допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников Николаевского района;
  2. Разработка и внедрение в процесс допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников инновационных образовательных технологий;
  3. Разработка модели выпускника, отражающей ожидаемые образовательные результаты.
  4. Увеличение количества выпускников общеобразовательных организаций, мотивированных на получение педагогической профессии.
  5. Удовлетворение потребности Николаевского муниципального района в педагогических кадрах.
  6. Анализ рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации, и способов их преодоления.

Актуальность и новизна модели

В рамках реализации муниципального управленческого проекта «Педкластер27» в Николаевском муниципальном районе функционирует система непрерывного педагогического образования, включающая допрофессиональную психолого-педагогическую подготовку школьников.

Профориентация на педагогическую профессию и начальная психолого-педагогическая подготовка детей осуществляется на всех уровнях образования, предоставляемых образовательными организациями Николаевского муниципального района, – дошкольном, общем, среднем профессиональном.

Важным структурным компонентом системы педагогического образования района является целенаправленная работа по формированию педагогического резерва путем подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к осознанному выбору педагогических профессий.

Из 16 общеобразовательных учреждений Николаевского муниципального района на базе двух школ созданы педагогические классы, один из которых разновозрастной. Таким образом, в 14 школах района на сегодняшний день не создано ни одного педагогического класса, хотя для сельских школ вопрос обеспеченности педагогическими кадрами стоит наиболее остро. Согласно размещенному на сайте МОиН Хабаровского края перечню образовательных учреждений, имеющих острую кадровую потребность, в Николаевском районе требуется 27 педагогов[1]. Это свидетельствует о необходимости усовершенствования системы допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников нашего района и актуальности разработки данной модели.

В районе имеется острая необходимость индивидуализировать процесс профильной и предпрофильной допрофессиональной подготовки школьников. При разработке "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"[2] организационному уровню индивидуализации обучения, точнее - индивидуальному учебному плану обучающегося (далее ИУП) отводилось особое место. Профилизация обучения в старшей школе является не самой эффективной формой организации допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников. Мы полагаем, что с подобной проблемой столкнулись многие малокомплектные сельские школы края. Мы предполагаем, что наиболее эффективной формой для таких школ выступит именно ИУП, в том числе реализуемый в сетевых формах, выводящих реализацию образовательных стандартов и основных образовательных программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Кроме того, анализируя сложившуюся в нашем районе ситуацию, мы пришли к выводу, что допрофессиональную психолого-педагогическую подготовку школьников необходимо начинать с более раннего возраста, т.к. старшеклассник чаще всего уже определился с выбранной профессией и поступит в ВУЗ, а основным контингентом педагогического отделения КГБ ПОУ НПГТ являются выпускники девятых классов школ района.

Разработанная нами модель рассчитана как на старшеклассников, так и на более раннюю предпрофильную психолого-педагогическую подготовку школьников посредством реализации сопряженных индивидуальных учебных планов.

Помимо предлагаемой на перспективу модели допрофессиональной подготовки в Николаевском районе  на муниципальном уровне реализуется модель повышения престижа педагогической профессии «Педагог XXIвека» (Приложение 2). В целях формирования мотивации к осознанному выбору педагогической профессии школьники активно вовлекаются в реализацию модели.

В соответствии с моделью «Педагог XXIвека» педагоги-наставники и учителя школьника, выбравшего педагогическую стезю, должны стать для него эталоном. Необходимо, чтобы рядом с ним находились  влюбленные в свою профессию учителя, достигшие определенных высот: педагоги высшей категории, учителя-методисты, финалисты и участники конкурсов профессионального мастерства. Профессионалы, которые на собственном примере демонстрируют, что в педагогике есть место успешным и уверенным в себе людям.

Структура модели

Структура модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников Николаевского района в условиях реализации индивидуальных учебных планов отражена в приложении 1.

Структурными компонентами модели выступают:

  1. Субъекты модели – участники образовательного процесса, тесное взаимодействие и сотрудничество которых на схеме отражено связью в виде рукопожатия. Для нашего района это МБУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, КГБ ПОУ  НПГТ, школа и учреждение - предполагаемый работодатель, в роли которого могут выступать детские сады, лагеря, школы.  В центре схемы расположен основной субъект модели - обучающийся, получающий образование по индивидуальному учебному плану. Деятельность субъектов  регулирует, направляет и координирует МБУ Информационно-методический центр совместно с Хабаровским краевым институтом развития образования.
  2. Целевая составляющая изображена в виде дротика. Общая цель разработки и реализации модели отражена вверху модели – это содействие развитию муниципальной системы непрерывного педагогического образования и допрофессиональная психолого-педагогическая подготовка школьников. Стрелками и линиями выделены связи между субъектами. Над стрелками обозначены функции субъектов.
  3. Основная функциональная нагрузка ложится на исполнителей модели (наставников-представителей ОУ). Наставнику от каждого учреждения-партнера в соответствие с реализуемой в модели функцией мы дали свое название:

-      «Фасилитатор»[3] - наставник-психолог от ППМС-центра, проводит диагностику, следит за психологическим состоянием, ведет занятия психологической направленности;

-     «Педагог-тьютор» - наставник, сопровождающий процесс индивидуального продвижения обучающего в школе, следит за выполнением индивидуального учебного плана;

-     «Эдвайзер»[4] - преподаватель СУЗа, выполняющий функции академического наставника (научного руководителя) обучающегося, представляет академические интересы обучающегося и участвует в подготовке всех научно-исследовательских работ, дает рекомендации по организации учебного процесса, проводит занятия;

-     «Ментор»  - наставник по практике,  организует процесс прохождения обучающимся педагогической практики на базе образовательной организации, составляет график практики, заполняет журнал практики.

  1. Содержание модели основано на содержании сопряженных индивидуальных учебных планов, которые мы предлагаем наполнить инновационными компонентами. Основная цель реализации сопряженных ИУП - привлечение наиболее мотивированных выпускников школ к обучению на педагогических специальностях в КГБ ПОУ  «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» и ВУЗах Хабаровского края, удовлетворение потребности Николаевского муниципального района в педагогических кадрах. Содержательный блок включает:

пошаговое (поэтапное) внедрение ИУП – (в центре);

– инновационное содержание ИОП (слева), включающее программы предпрофильного обучения; программы обязательных предметов на базовом уровне; программы профильных предметов, углубленного обучения; программы элективных, факультативных курсов; программу профильной лаборатории на базе НПГТ; программу практики на базе ОУ; программу научно-исследовательской, проектной деятельности обучающегося;

-     инновационные технологии, формы и методы реализации ИУП, такие как:

üТехнология наставничества - индивидуального сопровождения ребенка коллективом наставников (педагогического консилиума) – фасилитатор, тьютор, эдвайзер, ментор.

üДуальное обучение[5] - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. В ходе реализации модели допрофессиональной подготовки старшеклассникам нашего района не просто представится возможность изучать азы педагогической  профессии, но и реальный шанс попробовать себя в роли педагога на практике. В качестве рабочего места школьнику, обучающемуся по индивидуальному  учебному плану, будет предложена стажировка и прохождение педагогических проб на младших классах школ в качестве помощников учителей начальной школы, в детских садах в качестве воспитателей, в пришкольных лагерях вожатыми. При организации практики за каждым занимающимся по ИУП школьником будет закреплен «ментор» - наставник по практике от учреждения работодателя.

ü Технология «Портфолио» - Портфолио "Я – педагог XXI века" выступит в качестве дневника достижений обучающегося по индивидуальному учебному плану психолого-педагогической направленности. Помимо результатов учебной и педагогической деятельности в нем будут фиксироваться данные диагностики, темы проектов и исследовательских работ, рефлексивные, оценочные комментарии педагогов и др. Портфолио послужит для школьника рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения, а также поможет определиться с выбором будущей профессии. Примерное содержание портфолио представлено в приложении 3.

üИнтенсивные интерактивные технологии обучения – «живая» дискуссия, технологии анализа ситуаций (кейс-технологии), ролевые игры, деловые игры (имитационное моделирование), групповое проектирование, тренинги, интерактивные упражнения, бинарные лекции, лекции-визуализации и др.

üПриемы активного обучения, применяемые при реализации индивидуальных планов могут быть разнообразными. Примерный перечень приложен в качестве дополнительных материалов к заявке.

üТехнологии аналитической и проектной работы – образовательные карты, ментальные карты.

üМетод «предметного погружения» - планируется организация в каникулярный период профильной смены-погружения для школьников - будущих педагогов.

  1. Эффектом от реализации модели послужат образовательные результаты обучающихся. Совокупность образовательных результатов объединена в модель выпускника-будущего педагога (приложение 4), которая включает следующие модули:

-     Модуль «Качества личности выпускника - будущего педагога» отражает направленность личности школьника, ее социальные установки, потребности, интересы, склонности, мировоззрение, убеждение, мотивы, идеалы, индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, чувства, воображение, воля, эмоции), темперамент, черты характера[6]. При анализе системы профессионально важных качеств личности на первое место выходят личностные качества: идейный, моральный облик человека, трудолюбие, интерес к предмету труда. Ведущей характерологической особенностью личности будущего педагога является ее педагогическая направленность. Учитываются также интеллектуальные, нравственные, волевые, эмоциональные черты характера, гражданская и познавательная активность.

-     Модуль «Умения и навыки» предполагает развитие гностических, организаторских, дидактических, академических, перцептивных, речевых, информационных, коммуникативных, проектировочных, конструктивных и других групп умений и навыков, владение ИКТ-компетенциями. Основными умениями и навыками мы считаем:

üразвитие познавательной сферы, формирование мотивов сознательного желания учиться, стремления к самообразовательной и творческой деятельности;
развитие эмоционально-образного мышления;

üспособность к самоанализу, самооценке, умение владеть методами рефлексивного мышления; осознание личностного смысла учения

üнеобходимые учебные умения (учебно-интеллектуальные, учебно-познавательные, учебно-организационные, информационно-поисковые);

üнавыки научно-исследовательской работы, позволяющие выполнять несложные теоретические и экспериментальные исследования;

üосознанное освоение системных, обобщенных теоретических знаний, необходимых учащимся определенной профильной направленности.

üспособность систематизировать и классифицировать знания, развитие аналитического мышления;

üвладение обобщенными умениями, которые формируются на основе типовых общеучебных умений и дополняются надпредметными (рефлексивными) умениями, научной интуицией;

üспособность устанавливать причинно-следственные связи, закономерности;

üумение ориентироваться в информационно насыщенном обществе, отбирать знания, необходимые для овладения профессиональной компетенцией.

-     Модуль «Знания» включает наиболее основные общепедагогические знания в области педагогики и профессии учителя, которые приобретаются по средством реализации индивидуального учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС в процессе изучения педагогических дисциплин. В структуре этого блока ведущее место занимают знания основ педагогики и взаимосвязанных с нею наук: психологии, обществоведения, экономических наук и др. (элементарный уровень); современных требований к личности учителя и его профессиональной деятельности; знания личностно значимых качеств будущего учителя; содержания, форм и методов работы учителя - воспитателя; знание основных методов и форм описания и анализа некоторых педагогических фактов, явлений; знание определенных педагогических основ обучения и воспитания; основ возрастных и психологических особенностей школьников; личной и общественной гигиены. В педагогических исследованиях отмечается, что для осознанного выбора профессии старшеклассниками необходимо глубокое понимание ее сущности, которое находится в непосредственной взаимосвязи с успешной практической педагогической деятельностью. Данный модуль модели направлен на реализацию образовательной, развивающей, воспитательной, координирующей, профориентационной функции начальной общепедагогической подготовки; формирование высокого уровня познавательного интереса у учащихся к педагогической деятельности и на его основе развития профессионального интереса.

Процесс допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников неразрывно связан с формированием перечисленных знаний, развитием умений, навыков, способностей и качеств личности будущего педагога. Совокупность перечисленных составляющих станет основой для формирования мета-компетенций профессионального стандарта педагога.

Данная модель отражает предвосхищаемый результат, который существует идеально, должен быть получен по прошествии срока обучения учащегося по индивидуальному учебному плану. Он дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии подготовки учащихся к основному выбору педагогической профессии; осуществлять отбор технологии и содержания допрофессиональной психолого-педагогической подготовки.

Нормативно-правовое закрепление модели

Нормативно-правовыми основой обучения по ИУП является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[7]. Нормативно-правовое закрепление модели на уровне ОУ производится в уставе, посредством утверждения локальных актов (положений).

В соответствующих разделах уставов общеобразовательных учреждений, реализующих практику ИУП, должны быть прописаны следующие моменты:

- наличие прав обучающихся на обучение по ИУП;

- возможность организации образовательного процесса для обучающихся по ИУП;

- особый порядок оценивания, промежуточной и по некоторым дисциплинам итоговой аттестации при обучении по ИУП;

- порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся.

Планируется, что к проведению занятий по сопряженному индивидуальному  учебному плану будут привлекаться не только педагоги школ района, но и психологи ППМС-центра, преподаватели НПГТ, другие специалисты в области педагогики и психологии.

Важное место в обновленной системе допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников отводится КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум». В районе разработан план совместной деятельности на 2017/2018 учебный год, который реализуется в полном объеме. Планируется, что в 2018/2019  учебном году представители техникума выступят в качестве «эдвайзеров» наставников обучающихся школ по научно-исследовательской деятельности, войдут в состав педагогического консилиума наставников, окажут содействие в разработке  сопряженных индивидуальных учебных планов школьников. На территории КГБ ПОУ  НПГТ планируется развернуть профильные лаборатории, в которых обучающиеся получают особый опыт научно-исследовательской работы, "профессиональной" коммуникации и образовательной деятельности. В профильной лаборатории старшеклассники получают возможность приблизиться к освоению научных методов исследования в области науки, к пониманию жанра научного исследования. Защита научно-исследовательских работ  будет являться обязательным элементом ИУП в системе допрофессиональной психолого-педагогической подготовки.

Кроме этого преподаватели КГБ ПОУ  НПГТ могут оказать содействие будущим педагогам при прохождении практики. Педагогическая практика будет осуществляться в рамках внеурочной деятельности.

На базе информационно-методического центра для педагогов-наставников района планируется организовать стажировочную площадку, подобрать курсы повышения квалификации в данном направлении. К конкурсным материалам прилагаются программы элективных и факультативных курсов, проект  индивидуального учебного плана, комплект диагностик.

На 2018/2019 учебный год МБУ ИМЦ планирует разработать факультативный курс "Педагог XXIвека", изучив который обучающиеся будут знать, какие требования предъявляются к современному педагогу, какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать. В рамках факультатива обучающиеся изучат атлас профессий будущего, познакомятся с педагогической профессией, проанализируют муниципальную модель "Педагог XXIвека". Программа курса включает психологический модуль, который позволит ребятам проверить себя, задать себе вопрос: "Обладаю ли я компетенциями педагога будущего, смогу ли я стать педагогом? И самое главное – хочу ли я им быть, есть ли у меня интерес и любовь к этой профессии". Важными ожидаемыми результатами освоения содержания факультативного курса "Педагог XXIвека" является сформированность устойчивого интереса к педагогической профессии, положительной мотивации к педагогической деятельности, осознанной позитивной установки на выбор профессии педагога.

Механизм реализации модели

Реализация модели предполагает три основных этапа:

  1. Подготовительный (этап планирования и разработки модели)
  2. Основной (непосредственное внедрение модели в практику ОУ района)
  3. Заключительный (оценка эффективности)
  4. Профессиональные (кадровые) – необходимая квалификация педагогов, подготовка педагогов к реализации модели, создание условий для повышения квалификации,  создание творческих инициативных групп, привлечение специалистов-партнеров, стажировка наставников.
  5. Финансовые – модель реализуется в рамках муниципального проекта «Педкластер27» и муниципальной программы «Педагогические кадры Николаевского муниципального района», поэтому не требует дополнительного финансирования.
  6. Информационные – информационное сопровождение реализации модели на сайте управления образования, МБУ ИМЦ и ОУ района.
  7. Материально-технические – наличие помещений для проведения мероприятий, оборудования, технических средств, канцелярских принадлежностей и т.п.
  8. Правовые – нормативно-правовое закрепление реализации модели.
  9. Эмоциональные – инновационная готовность к реализации модели, нравственно-волевой заряд при реализации модели.
  10. Выбор необходимых социальных партнеров
  11. Переговоры с возможными партнерами
  12. Определение общих целей, задач и ресурсов
  13. Выбор наиболее подходящей для обеих сторон формы социального партнерства
  14. Нормативно-правовое закрепление договоренностей (договор о сетевом взаимодействии, договор межведомственного взаимодействия, план межведомственного взаимодействия и т.д.)
  15. Координация деятельности партнеров в ходе реализации модели.
  16. Анализ эффективности партнерства (совместная оценка результатов)

Мероприятия по реализации модели будут выполняться поэтапно в соответствии дорожной картой (Приложение 5).

Ресурсное обеспечение реализации модели

Для реализации модели требуются следующие виды ресурсов:

Механизм привлечения социальных партнеров к реализации модели

Схема взаимодействия партнеров проекта представлена в самой модели и описана в содержании модели. В основу привлечения партнеров к реализации модели повышения престижа «Педагог XXI века» легли принципы: добровольности, взаимодополняемости, согласования, взаимной ответственности, взаимопомощи участников партнерства. Процесс привлечения социальных партнеров выстроен по следующему алгоритму:

Ограничения, риски и способы их минимизации

Возможный риск

Способ предупреждения риска

Нехватка высокомотивированных, квалифицированных кадров

  1. Организация стажировок
  2. Повышение квалификации педагогов-наставников
  3. Привлечение кадровых ресурсов партнеров

Инертность и низкая активность субъектов модели

  1. Активная пропаганда в СМИ, сети Интернет
  2. Разработка механизмов поощрения и стимулирования как педагогов, так и обучающихся

Приложение 1

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Примерное содержание портфолио обучающегося «Я – педагог XXIвека»

Раздел 1 «Приветствие» предполагает владение обучающимся современными ин­формационными технологиями, умение самопрезентации, оформительские и творческие навыки;

Раздел 2 «Резюме» характеризует качество учебной деятельности, отражает опыт практики, наличие письменных характеристик и отзывов, выданных на основе анализа конкретной учебной деятельности;

Раздел 3 «Моя учеба» фиксируеткачество усвоения сопряженного индивидуального учебного плана, характеризует познавательные способности, кругозор, мотивацию, характер, самообразование;

Раздел 3 «Обо мне» отражает личные увлечения, участие в общественной де­ятельности, посещение клубов, студий, кружков, занятия спортом, содержит результаты личностных диагностик;

Раздел 3 «Достижения» учитывает результативность научно-педа­гогической деятельности школьника, участия в смотрах, конкурсах, наличие медалей, грамот, дипломов;

Раздел «Моя педагогическая копилка» содержит конспекты уроков, разработки занятий и др.;

Раздел «Проектные работы» содержит результаты научно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося;

Раздел 4 «Рефлексия» отражает отношение обучающегося к образовательному процессу.


Приложение 4


Приложение 5

Дорожная карта

реализации модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников в условиях реализации индивидуальных учебных планов

Этап

Вид

 деятельности

Содержание работ

Срок

Исполнители

Подготовительный

Планирование

Разработка модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников в условиях реализации ИУП

Апрель 2018

МБУ ИМЦ

Создание модели выпускника-будущего педагога

Анализ рисков и способов их преодоления

Подбор инновационных образовательных технологий

Методическое обеспечение реализации модели

Разработка проектов сопряженных ИУП

Май 2018

МБУ ИМЦ

Разработка методических рекомендаций по реализации модели

Разработка программ факультативных и элективных курсов

Июнь-Август 2018

ОУ,

МБУ ИМЦ

Корректировка и разработка программ предпрофильного и профильного,  углубленного обучения

Разработка программы профильной лаборатории, программы научно-исследовательской деятельности обучающихся

КГД ПОУ НПГТ

Разработка программы практики на базе ОУ

ОУ

Мониторинг (диагностика)

Мониторинг потребностей обучающихся

Май  2018

ОУ

Анкетирование родителей

Диагностика способностей обучающихся

Нормативно-правовое закрепление

реализации модели

Разработка положений о конкурсах профессионального мастерства

Июнь-Август 2018

МБУ ИМЦ

Разработка положения о педагогическом консилиуме наставников 

ОУ

Внесение по необходимости изменений в уставы ОУ

Разработка локальных актов и положений

Заключение договоров сетевого взаимодействия 

Август

2018

Субъекты модели

Составление и утверждение сопряженных ИУП



Основной

Внедрение ИУП

Определение наставников

 

Август  2018

Субъекты модели

Заседание педагогического консилиума наставников

Формирование списка учебных предметов, элективных и факультативных курсов

ОУ

Реализация сопряженных ИУП

в течение 2018/2019 учебного года

ОУ

Составление и реализация индивидуального расписания занятий обучающегося по сопряженному ИУП в школе

Составление и реализация плана научной деятельности обучающегося научным с руководителем НПГТ

КГБ ПОУ НПГТ

Реализация графика посещения профильной лаборатории

Составление и реализация режима практики (профессиональных проб)

ОУ

Организация районных мероприятий

Организация профильной смены-погружения

Март 2019

МБУ ИМЦ

Организация районного чемпионата JuniorSkills

Февраль 2019

Участие команды школьников в районном чемпионате WorldSkills

Организация и проведение районной педагогической олимпиады

Январь 2019

Организация районного конкурса портфолио «Я - педагог XXIвека»

Апрель 2019


Заключительный

Мониторинг эффективности реализации модели

Диагностика и анализ образовательных результатов

обучающихся

Май 2019

ОУ

Мониторинг удовлетворенности образовательным процессом родителей

Анализ эффективности реализации модели

МБУ ИМЦ

Трансляция опыта реализации модели

Районный семинар «Модель допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников как элемент системы непрерывного педагогического образования Николаевского района»

Февраль 2019

МБУ ИМЦ

Совещание «Анализ итогов реализации модели допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников в условиях реализации индивидуальных учебных планов»

Май 2019

МБУ ИМЦ


[4] Гайденс – Педагогический словарь – Энциклопедии & Словари. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Gajdens-333/                                                                

[5] Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и    воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/

BilerChildrenLeg og SpilAutobranchen